Привет, друзья! В эфире я, ваш Левхранитель🦁 Потихонечку начал готовиться к зиме: ищу пуховичок, шарф и шапку. А вы уже достаете с антресолей зимнюю одежку? Но пока в Москве еще не так холодно, я прогулялся по Новой Басманной улице к Дому Стахеева.
Николай Дмитриевич Стахеев в 1890-е годы купил большущий участок на Новой Басманной улице с усадьбой второй половины XVIII века. У золотопромышленника был личный архитектор – М.Ф.Бугровский, который построил для Стахеева не один доходный дом в Москве. В 1898 году архитектор возвел здесь настоящий дворец в стиле «неогрек», а для отдели дома был приглашен скульптор В.Г.Гладков. На строительство этого архитектурного чуда был потрачен 1 миллион рублей!!! Представляете, как это много для того времени?
Дом Стахеева – яркий пример эклектики: «греческие» фасады, залы в стиле классицизма и барокко, «готическая» столовая и даже «мавританская» курительная. Мне, увы, не удалось попасть внутрь. Но я увидел отделку интерьеров, посмотрев «битву экстрасенсов», ведь именно в этом особняке проходили съемки телепередачи.
С 1918 года в особняке располагались подразделения Народного комиссариата путей сообщения. А с 1940 года - Центральный дом детей железнодорожников. В результате, большая часть интерьеров сохранилась до наших дней без каких-либо серьёзных реставраций и переделок.
Позади дома Стахеева был разбит большой сад, который в 1920-е годы вошёл в состав новообразованного городского парка - сада имени Баумана. Здесь сохранился руинный грот «Бельведер», входивший когда-то в стахеевскую усадьбу. В настоящее время сад благоустроен и является любимым местом прогулок местных жителей. Здесь же действует летняя эстрада, устраиваются концерты, кинопоказы.
На лужайке перед домом я познакомился с прекрасной «Богиней ночи», которая охраняет действующий до сих пор фонтан. А перед окном зимнего сада меня поджидала «Богиня плодородия». Очень приятная дама, я вам скажу. Она поведала мне одну историю, но я даже не знаю, верить ли ей. Дело в том, что незадолго до Первой Мировой войны Стахеев уехал во Францию. Вернулся он в Россию уже после революции, в 1918 году, с единственной целью - забрать из тайника своего дома серебро и драгоценности. Клад свой он забрал, но уже на улице был остановлен дружинниками. Допрашивал его сам Дзержинский, которому Николай Дмитриевич предложил сделку: он рассказывает, где в доме ещё спрятаны ценности, а за это ему разрешают выехать из страны или назначают определённую пенсию. Предложение его было принято, и он получал пенсию до конца своей жизни. А на часть его сокровищ был построен на нынешней Комсомольской площади Дом Культуры железнодорожников. Эта история стала известна корреспондентам железнодорожной газеты «Гудок» Е. Петрову и И. Ильфу. И в результате Николай Дмитриевич стал своеобразным прототипом Ипполита Матвеевича Воробьянинова из знаменитой книги «Двенадцать стульев». Как думаете, это правда или вымысел?