Найти тему
Клуб «Валдай»

Турция в Сирии. Реакция Москвы

Комментарий Кремля о том, что Турции необходимо «избегать действий, препятствующих урегулированию в Сирии», может быть истолкован как напоминание турецким партнёрам по астанинскому формату о том, что при формировании Конституционного комитета Россия уже пошла Турции на уступку, согласившись не включать в его состав официальных представителей курдских организаций, и о том, что негласные договорённости по Идлибу нельзя рассматривать в отрыве от того, что происходит на восточном берегу Евфрата, пишет эксперт клуба "Валдай" Денис Голубев. Подобные размены не являются чем-то новым и уже использовались российской военной дипломатией при освобождении Алеппо и в контексте турецкой операции «Оливковая ветвь».

Карта Сирии с обозначением территорий под контролем сторон конфликта. Фиолетовый - правительство Сирии. Жёлтый - повстанцы и террористы. Бирюзовый - курды. Пунктирная линия - граница зоны безопасности, которую хочет создать Турция.
Карта Сирии с обозначением территорий под контролем сторон конфликта. Фиолетовый - правительство Сирии. Жёлтый - повстанцы и террористы. Бирюзовый - курды. Пунктирная линия - граница зоны безопасности, которую хочет создать Турция.

Тем не менее в отличие от администрации Трампа, которая склонна рассматривать двусторонние проблемы американо-турецких отношений как единый пакет в рамках транзакционного подхода, Москва в последние годы научилась дробить различные направления функционального сотрудничества с Турцией и изолировать вопросы, имеющие очевидный обоюдный интерес («Турецкий поток», С-400 и другие), от неизбежных разногласий по сирийским сюжетам. Поэтому можно ожидать, что новая военная операция Турции в перспективе не станет камнем преткновения в развитии российско-турецких отношений, но при этом может затормозить и без того пробуксовывающий процесс политического урегулирования в Сирии.

Турецкая артиллерия. Фото: Getty Images/Anadolu Agency
Турецкая артиллерия. Фото: Getty Images/Anadolu Agency

Есть и ещё один риск, который России следует учитывать в связи с новым витком эскалации. Расчёт Москвы может быть связан с желанием вывести нынешнюю ситуацию из сбалансированного, но тупикового состояния, связанного с американским военным присутствием. При этом данное намерение вуалируется выражением готовности принимать во внимание наиболее насущные потребности Турции в сфере безопасности. Однако принцип территориальной целостности Сирии, приверженность которому декларируют все стороны астанинского процесса и которым Россия имплицитно очерчивает турецкую операцию, может по-разному пониматься в Москве и Анкаре. Даже в случае вывода в последующем турецких войск с занятых территорий (что не гарантировано), контроль над ними будет передан не официальному Дамаску, а Сирийской свободной армии, реорганизованной в так называемую Сирийскую национальную армию, что – в силу прокси-характера данной структуры – будет означать фактическое сохранение Турцией управления данными территориями. Иначе говоря, американская оккупация сменится турецкой оккупацией при сохранении всё более бессмысленного военного присутствия США южнее приграничных территорий.

Читайте подробнее на нашем сайте.