Найти тему

Образование торговцев в средение века

https://i.pinimg.com/564x/08/03/f7/0803f7e4f0390831984e62393c21ef3b.jpg
https://i.pinimg.com/564x/08/03/f7/0803f7e4f0390831984e62393c21ef3b.jpg

В середине XIII века городское образование, в значительной степени было организовано во фламандских городах. Все они, большие и маленькие, теперь имели школы. Образование больше не ограничивается начальными знаниями. Школ теперь было достаточно для детей торговцев и ремесленников. В других, вероятно, были священнослужители, которые после своего обучения поселились в качестве публичных писателей, шахматистов и коммерческих священников.

Случай в Генте, пример ситуации, которая по своим существенным характеристикам встречается в других городах Фландрии. В Ипреле отделение Святого Мартина получило от Селестина III в 1195 году подтверждение своего права на открытие любой школы в городе. Следует сделать вывод, что это право было, таким образом, оспорено. Решение Папы Римского не положило конец трудностям. Вероятно, они продолжались до достижения в 1253 году компромисса между главой и старейшинами. Этот компромисс предусматривает, что теперь в Ипреле будет три большие школы, учителя которых будут назначаться главой. Они не могут требовать от студентов платить более 10 центов в год. Им запрещено просить у них что-либо под предлогом кровотечения, покупки соломы или спешки для распространения на пол в классе или приготовления чернил. Они также будут воздерживаться от сбора хлеба между собой и получения хлеба от учеников. С другой стороны, этим школам не придется бояться конкуренции со стороны домашнего обучения. В будущем буржуазия, воспитывающая детей у частного священника, не сможет принимать на свои занятия детей из других семей. Что касается небольших школ, программа которых не выходит за рамки чтения Катона, то они могут быть открыты, не получив лицензии ни у главы, ни у старейшин.

Обилие подобных учреждений было очень велико еще в XIII веке. Самые богатые купцы и крупнейшие промышленники были заняты ведением бухгалтерии и переписки. Таким образом, торговля деньгами и товарами выросла до уровня, требующего постоянного сотрудничества пера. Нет ни одного важного "бизнесмена", который бы не хранил свои деловые книги, хирографы и письма в "огромном " переплете.

Ярмарки, которые в XIII веке являются одновременно постоянным рынком и центром обмена информацией для фламандских купцов и промышленников, ведут к бесконечной переписке. Во время их проведения "честные клерки" постоянно приходят и уходят между Лагнами, Барсур-Аубом и крупными городами бассейна Шельды, чемоданы заполнены пергаментами, содержащими самое важное деловое движение к северу от Альп.

Интересно узнать, как осуществляется обучение в школах, где получают образование фламандские купцы? Но сведения по этому вопросу достаточно скудные. Сначала, конечно, преподавание велось только на латыни. Выше мы видели, что Катон, т.е. учебник под названием "Дистика Катонис", столь широко распространенный в средние века, использовался в небольших школах. В более крупных из них особое внимание следует уделять написанию писем.

Любопытная рукопись из Библиотеки Генттского университета, датируемая концом XII века, содержит множество моделей письма, которые учителя, вероятно, продиктовали своим студентам. Помимо писем, посвященных церковным и гражданским делам необычайного разнообразия, существуют также любопытные примеры коммерческой переписки.

В то время, когда рукопись была возвращена нам, во второй половине XII века латынь уже не была единственным языком, используемым для приобщения детей к чтению и письму. Записи Катона были переведены на вульгарный язык для использования в этих целях. Школы буржуазии обязательно должны были дать возможность своим ученикам писать на том языке, который они будут использовать в жизни. Они, несомненно, внесли эффективный вклад во внедрение их использования в повседневную административно-хозяйственную деятельность.

Можно предположить, что старейшая хартия на вульгарном языке (1204 г.) пришла из Дуая, потому что мощное коммерческое развитие графства Фландрия распространило светское образование там шире и раньше, чем где-либо еще. В другом фламандском городе, Ипресе, бесчисленные прекрасные письма, написанные в XIII веке, в которых заменили латынь на французский.

Несмотря на их скудость, этих немногих записок достаточно, чтобы показать, что торговлей в средние века не занимались неграмотные. Напротив, образование коммерсантов (торговцев) - это такое же старое явление, как и экономическое обновление. И это очень далеко идущий факт. Потому что это доказывает, что средневековые купцы не являются последователями меркаторов VIII и IXвеков. Если бы они занимались, как и они, только местным малым бизнесом, они бы не испытывали такой же потребности в образовании. Именно масштабы торговли навязали им необходимость в чтении и письме, брать на службу священнослужителей, посещать церковные школы и, наконец, основать светское образование в городах, которое стало первым, что стало известно Европе после исчезновения, примерно в VI веке, античного образования.

Начало статьи