Стареют ли фильмы?
«Да, стареют», – ответите вы. Качество записи, актёрская игра, декорации, спецэффекты... Всё меняется с течением времени. Меняется и восприятие старых кинокартин. Что для нашей прабабушки было новостью, даже чудом, теперь хорошо если вызовет у зрителя снисходительное «Ну чего можно было ждать от такого древнего кино?». А фантастические истории могут и снисходительности не дождаться: далеко не каждый захочет два часа смотреть на картонных чудовищ различной степени наивности. Интереснее посмотреть какой-нибудь современный фильм с неплохим бюджетом и красивыми спецэффектами, не так ли? «Зачем терять время на что-то заведомо устаревшее?» – возможно, скажете вы. Ответ прост: потому, что не всегда просмотр устаревшего кино означает потерю времени. Оно может вас удивить.
Музыкальный фильм и одновременно сказка «Волшебник страны Оз» (англ. «The Wizard of Oz») был снят в далёком 1939 году, но способен впечатлять и сегодня. Кто не слышал о Волшебнике? Знаменитая книга Лаймена Фрэнка Баума увидела множество различных переводов и адаптаций, а также экранизации. И из последних, наверное, фильм 1939 года заслуживает наибольшего внимания.
Немного наивный, очень энергичный и бесконечно обаятельный, фильм повествует историю девочки Дороти из Канзаса, чей дом попадает в ураган – и в волшебную страну. Приземление не обходится без «инцидентов»: дом давит Злую волшебницу Запада. В желании вернуться домой, Дороти отправляется по жёлтой кирпичной дорожке в Изумрудный город, где живёт Волшебник Оз, который один только и может ей помочь. На этом пути Дороти встретит чудовищ, Железного Дровосека, пугливого Льва – и много-много опасных приключений.
- Журналист газеты «Marin Independent Journal» Рик Полито (Rick Polito), известен своими смешными простыми пересказами телепрограмм и фильмов. Для «Волшебника» он написал, что девочка, которая была занесена в сюрреалистическую обстановку, убила 1-го встречного человека, а после объединяется с 3-мя незнакомцами, чтобы повторно убить.
Интересный факт.
Когда дизайнеры студийного гардероба искали пиджак для Волшебника Оз, то решили, что он должен быть элегантным, но поношенным. Они зашли в секонд-хенд и приобрели целую кипу пиджаков. Там Фрэнк Морган (актёр, играющий волшебника), глава гардеробного отдела и режиссёр Виктор Флеминг выбрали один, который наиболее соответствовал виду «поношенного благородства». Однажды, когда Морган был в пиджаке, он бездумно вывернул один из карманов и нашёл ярлык, на котором значилось, что этот пиджак был сделан для Л. Фрэнка Баума. Студия связалась с портным и вдовой Баума, и они подтвердили, что пиджак действительно когда-то принадлежал автору оригинальной книги! После того, как съёмки закончились, пиджак подарили госпоже Баум.
«Волшебник страны Оз» признаётся одним из шедевров американской кино индустрии, одним из лучших фильмов в общем, и эта оценка – ни в коем случае не ностальгическая поблажка. Фразы из фильма широко цитируются там и тут, песни стали любимыми («Somewhere Over the Rainbow» – популярная песня для каверов), а юмор и остроумие не позволяют общей наивности погубить фильм или сделать его нестерпимо сладким. Так, например, первые слова Дороти в Волшебной стране («Тотошка, мне кажется, мы уже не в Канзасе») и фраза Волшебника, который прячется за занавеской от героев, пришедших за своими наградами, стали каноническими – настолько их ирония лёгкая и по-хорошему смешная.
И если читатель вздумает дать шанс этой версии известной истории, желательно смотреть в оригинальной озвучке. И не только ради песен, но и ради актёрской игры в целом: для харизмы, интонирования, оркестровых средств, акцентов... Тот же юмор иногда только на них и держится. Да и один лишь эпизод-песня с Манчкинами в десять раз веселее, когда ты слышишь все их смешные тонкие голоса, поющие в унисон «Дин-дон, ведьма умерла!»
А для фильма, которому почти 80 лет, звучание – это атмосфера другой эпохи, другой культуры. В этом смысле фильм является двойной сказкой; о Волшебной стране с чудесами и магией и ... о «стране» изумительных фильмов, которые создаются якобы с помощью магии, а на самом деле, конечно, тяжёлыми усилиями, жертвами и «тёмными правдами». Но результат такой красивый, правда? Как Волшебник – только фокусник, так и кино индустрия: всё кроме фокусов...