Найти в Дзене
Новости ЕАН

Можно ли выйти из детдома и жить как все

Сейчас в Свердловской области в детдомах живет 5 – 7 тыс. воспитанников. Статистика неутешительна – большая часть из них не приспособлена к самостоятельной жизни и плохо кончает: в тюрьме или просто в пьяной драке.

Прошло 8 лет, как Андрей попрощался с интернатом в Серове. Не попрощался только с мыслью забыть о квартире, положенной государством для бывших воспитанников детдома.

Он какое-то время назад перебрался из Серова в Екатеринбург и начал бизнес. Сейчас он доставляет обеды в офис. О своем «детстве» в детдоме старается забыть, но рассказал нам кое-что.

Мать его выросла в том же детдоме. Родила Андрея и выбросила его на помойку. Там его нашла женщина, год растила, но потом сдала в детдом.

Там нравы были жесткие. Все воспитатели применяют физические наказания, могли поставить в угол просто так. А если ожидался визит высокого гостя в детдом, а воспитанник, например, сломал руку, его просто сажали на неделю или две в изолятор, чтобы не портил картину.

Руки в детдоме Андрей ломал часто – в том числе это последствия «воспитания». Подарки на Новый год то и дело пропадали – воспитатели брали их на хранение, а потом говорили: твой подарок пропал.

Бьют в детдоме постоянно – руками, стулом, об косяк и т.д. Жаловаться – бесполезно. Ведь жалоба рассматривается от лица представителя несовершеннолетнего, то есть воспитателя. А сам обидчик жаловаться на себя не будет – замкнутый круг.

Однажды, пока Андрей две недели был в больнице, в детдоме под его матрас положили чужие вещи, а когда Андрей пришел, воспитательница театрально собрала всех детей и показала всем, что под матрасом Андрея. Его так избили, что он снова оказался в больнице. К нему за время лечения никто не приходил.

Присутствие 60-летней воспитательницы в ду́ше, пока моются дети, - нормально. Но когда там моются парни из 9 класса – это уже нарушение этических норм, считает Андрей. Такие нарушения в детдомах – сплошь и рядом. За жалобу обещают сдать в дурку.

В детдоме, в лучших совковых традициях, начальство и повара все тащили с кухни. Директор отправляла потом это мясо сыну в Екатеринбург.

Возмужавших воспитанников стремились использовать даже на домашних работах бесплатно. Часто воспитатели звали их в гости, даже обещали усыновить, и дети покупались на эти убогие обещания. Андрей как-то чистил в частном доме одной воспитательницы собачий выгул от какашек.

Нелегко пришлось и после выпуска из детдома. Андрей поступил в училище, когда ему не было 18 лет. Своими деньгами (стипендией) он еще не мог распоряжаться, поэтому ел тогда, когда получалось как-то заработать. Однажды его сосед по общежитию обвинил его в краже телефона. Андрею пришлось отработать 280 часов и заплатить «потерпевшему» 1 тыс. рублей. Потом этот парень свой телефон нашел и даже не извинился. А раскрываемость краж повысилась.

Здесь, в Екатеринбурге, у Андрея свой бизнес – он доставляет обеды в офис. По образованию он кулинар. Работает вместе с другом. Клиентам его еда нравится, особенно мужчинам.

Трудности с получением квартиры выпускниками детдома не только у Андрея. Несколько лет назад две очереди на квартиры объединили, поэтому место Андрея в очереди только отодвигается назад.

В серовской опеке, к которой приписан Андрей, по телефону с ним говорить не хотят, сразу матерятся в трубку, хотя и наяву, когда он приезжает, не горят желанием ему помочь.

Он обратился к уполномоченному по правам человека в области Татьяне Мерзляковой.