Когда с заднего сиденья без остановки сыпятся вопросы: "когда мы приедем?", "сколько уже осталось?", "а далеко ли нам ехать?", "сколько километров осталось?" или - "мне скучно, чем заняться?", "мне нечего делать?", это сильно отвлекает водителя и создаёт потенциально опасную ситуацию.
За 5 лет, что берём с собой детей, мы научились переключать их внимание с ненужных вопросов, споров и ссор на конструктивную или нейтральную обстановку. Конечно, бывают исключения, но в целом я все же считаю, что способы работают.
В раннем возрасте есть один очевидный и немаловажный плюс: детям все ещё требуется сон и они часто засыпают в дневное время. Но что же делать в остальное время? Я разделила способы, которые мы практикуем, на условные группы: чтение/игры/ творчество/ еда/ тяжёлая артиллерия. И расположила в порядке приоритетности.
В первую очередь, мы что-нибудь слушаем, во вторую - рисуем, в третью играем, потом едим и на самый крайний случай - играем в телефон или смотрим мультики.
Чтение
Дети любят слушать. Можно почитать им самостоятельно, можно включить аудиоспектакль или аудиокнигу. Большинство любят мультики, можно заранее найти те сказки, которые им нравятся и включить в дороге.
Вариация чтения и аудиокниг - музыка, которая нравится детям. Заранее можно подготовить плейлист и включать, когда "им скучно".
Игры
Этот вариант (за исключением чтения) потребует участия одного из родителей.
На самом деле игр очень много и все ограничивается фантазией и пространством машины.
Среди наших любимых могу выделить следующие:
- Игра в угадайку. Загадывать можно что угодно, главное определиться с правилами: кто будет разгадывать, как определять победителя и какая тема.
- Игра в слова. Когда слова придумываются цепочкой на последнюю букву предыдущего слова (аисТ - ТрактоР - РежиМ-...)
- Игра я знаю 5... (имен девочек/мальчиков/марок машин)
- Игра в съедобное/несъедобное
- Игра "Если бы я был..." (фантазии на разные темы. Например, "если бы я был царем, я бы сделал...)
- Считать машины/марки/цвета/габариты. Даже если ребенок не умеет считать, можно сделать это за него.
- Придумывать из одного длинного слова много слов (предварительно лучше записать на листе, чтобы ребенку было наглядно).
Эти игры хорошо развивают словарный запас , общий кругозор и мышление.
Можно заранее позаботиться, взять их любимые игрушки и выдать в подходящий момент. Или купить заранее новые игрушки и выдать в еще более подходящий момент.
Творчество
- Рисование (лучше всего брать восковые карандаши, чтобы ребенок не напоролся)
- Пластилин
- Книжка с лабиринтами, загадками и т.п.
Все, что неопасно, можно брать с собой.
Еда
Если ребенок ест то, что ему нравится, то, как правило, он не задаёт вопросов, неприятных ни вам, ни ему. В нашем случае, хорошим отвлечением являются:
- чупа-чупс
- орешки
- сок
- сухари
- бублики
- соломка
- семечки (особенно, когда научились сами чистить)
- сыр сулугуни
...
Список может быть продолжен продуктами, которые любят ваши детки.
В самых крайних случаях я даю телефон, не хочу поощрять это.
Тяжелая артиллерия
- Мультики
- В самых крайних случаях я даю поиграть в телефон, не хочу поощрять это.
Все эти способы хороши для любого вменяемого возраста.
И не стоит забывать, что на то они и дети, чтобы баловаться.
P.S. Недавно увидела отличную идею, которую планирую попробовать:
Схематично изобразить график маршрута, обозначив крупные города, вырезать машинку и дать детям. Так они будут передвигать машину и представлять примерно сколько еще ехать.
Приятных путешествий!
А как вы отвлекаете своих детей?