Найти в Дзене
Музейные истории

Что нести в музей? Краткое руководство по разбору антресолей и балконов

У любого из нас или наших близких могут быть вещи, которым самое место в музее. Но мы можем даже не догадываться об этом, пока не увидим что-то до боли знакомое на выставочных витринах. И тут начнется: «О, такие часы висели в доме моей бабушки» или «У меня такая же тарелка в серванте стоит». Порой мы не замечаем, как наше персональное прошлое (или прошлое нашей семьи) становится фактом истории, а связанные с этим прошлым вещи – свидетелями времени. Давайте взглянем для примера на экспонаты Исторического музея Южного Урала, относящиеся к теме школы в XX веке. Не правда ли, некоторые предметы очень знакомы? Многие, кто учился в последние десятилетия XX века, пользовались такими же или очень похожими. Пеналы для ручек, точилки для карандашей, счетные палочки, кассы букв и цифр, портфели… Все это было чьими-то личными вещами. Кстати, портфель из галереи когда-то принадлежал главному хранителю музея Ирине Ивлиевой. Львиная доля экспонатов действительно попадает в фонды в виде даров от обыч

У любого из нас или наших близких могут быть вещи, которым самое место в музее. Но мы можем даже не догадываться об этом, пока не увидим что-то до боли знакомое на выставочных витринах. И тут начнется: «О, такие часы висели в доме моей бабушки» или «У меня такая же тарелка в серванте стоит».

Порой мы не замечаем, как наше персональное прошлое (или прошлое нашей семьи) становится фактом истории, а связанные с этим прошлым вещи – свидетелями времени. Давайте взглянем для примера на экспонаты Исторического музея Южного Урала, относящиеся к теме школы в XX веке.

Не правда ли, некоторые предметы очень знакомы? Многие, кто учился в последние десятилетия XX века, пользовались такими же или очень похожими. Пеналы для ручек, точилки для карандашей, счетные палочки, кассы букв и цифр, портфели… Все это было чьими-то личными вещами. Кстати, портфель из галереи когда-то принадлежал главному хранителю музея Ирине Ивлиевой.

Львиная доля экспонатов действительно попадает в фонды в виде даров от обычных людей. Но не торопитесь нести в музей все, что найдется в чуланах. Высока вероятность, что кто-то вас давно опередил.

Люди стали грамотными, многие вдохновляются увиденным на выставках и говорят, что у них тоже есть нечто подобное, и предлагают эти вещи музею. Часто приходится отказываться, потому что такие предметы либо у нас уже есть, либо не представляют музейной ценности, - поясняет Ирина Сергеевна. – Но иногда приносят очень интересные вещи. Например, недавно мы получили в дар коллекцию серебряных ювелирных изделий 80-х годов, украшенных в технике северной черни. Поскольку таких вещей в наших фондах не было, мы с удовольствием их приняли.

Каким предметам точно будут рады в музеях? Вообще-то это может быть что угодно с интересной историей. Например, в последнюю Ночь музеев дочь одного из ветеранов Великой Отечественной войны передала в фонды награды своего отца. Они ценны и сами по себе, но еще важнее, что эти награды принадлежали соратнику маршала Рокоссовского, и о них будет что рассказать посетителям.

Огромную ценность для любого исторического музея представляют предметы, связанные с Гражданской войной, а именно с Белым движением. Причина в том, что таких предметов сохранилось очень мало. Люди по понятным причинам стремились избавиться от всего, что связывало их с противниками большевиков.

Наградные кресты армии П.Н. Врангеля. Государственный исторический музей Южного Урала.
Наградные кресты армии П.Н. Врангеля. Государственный исторический музей Южного Урала.

Показательна история художников Игнатия Вандышева и Дмитрия Фехнера. Достоверно известно, что оба какое-то время воевали за белых, но ни записей, ни рисунков, ни каких-либо других свидетельств в их архивах не сохранилось.

Рисунки Игнатия Вандышева времен Первой мировой войны. Государственный исторический музей Южного Урала.
Рисунки Игнатия Вандышева времен Первой мировой войны. Государственный исторический музей Южного Урала.

В последние годы хорошо идет пополнение этнографических коллекций, но не хватает материалов по периоду сталинских репрессий и предметов религиозного культа, в особенности по не православным конфессиям. Кроме того, музейщики считают, что пришло время собирать материалы по локальным военным конфликтам недавнего прошлого – по Афганской и Чеченским войнам. Так что, если в ваших семейных архивах есть фотографии, записи и предметы, относящиеся к тем событиям, имейте в виду, что музейщикам они будут интересны.

Ну, и традиционно высокую музейную ценность могут иметь любые предметы дореволюционной эпохи.

chelmuseum.ru