Оказывается, многие из них сегодня с ностальгией вспоминают о советских временах
В эти дни знаменитый ВГИК отмечает свой столетний юбилей. Проводятся различные мероприятия. В московском Музее предпринимателей, меценатов и благотворителей состоялась премьера большого, почти двухчасового документального фильма на латышском языке «Kaza kapa debesis» («Коза» взбирается в небо») с красноречивым подзаголовком «Как мы жили за «железным занавесом».
Название с двойным смыслом
Своими размышлениями о временах СССР поделились многие культовые латышские деятели искусств. Название фильма с двойным смыслом.
Дело в том, что в советский период в Старой Риге было популярное кафе с неформальным названием Kaza («Коза»), в котором собиралась латышская богемная публика.
То была весьма знатная тусовка, как сказали бы сегодня. Имена посетителей и сегодня в Латвии на слуху — Майя Табака, Марис Бишопс, Лайма Эглите, Мара Кимеле, Имант Калниньш, Имант Ланцманис, Модрис Тенисонс, Улдис Берзиньш и др.
Выпускница ВГИКа
Это лишь несколько именитых героев примечательной документальной работы. Ее представила лично автор сценария и режиссер Лайма Жургина - председатель Гильдии кинорежиссеров Союза кинематографистов Латвии, обладательница многочисленных наград и международных премий в области киноискусства.
Как выяснилось, в свое время она окончила как раз ВГИК. Сегодня это учебное заведение называется уже Всероссийским государственным институтом кинематографии имени С. А. Герасимова.
Лайма Яновна лично выступила и в качестве переводчицы своего фильма. В зале собрались в том числе российские латыши, а также их потомки.
После просмотра зрители бурными аплодисментами поблагодарили гостью Москвы за интереснейший фильм. Единогласно было высказано пожелание перевести его на русский язык, чтобы можно показать в России на самом широком экране.
Кто бы мог подумать, но, оказывается, сегодня латышская интеллигенция с огромной теплотой вспоминает о советской эпохе.
Более того, многие деятели культуры Латвии убеждены в том, что благодаря пресловутому «железному занавесу» во времена СССР наступил невероятный расцвет латышского искусства.
Причем практически по всех сферах. И в литературе, и в живописи, и в музыке — список тут поистине бесконечный.
Не о чем жалеть
- Несмотря на несвободу, у меня в основном хорошие воспоминания о той эпохе, - признается в кадре художник Марис Бишопс. - Я имею в виду не политическое устройство, а как сложилась моя жизнь. Я ни о чем не жалею.
Нам дали хорошее художественное образование с привкусом свободомыслия. А потом мне повезло: я переехал в Москву, женившись на Виктории Вайнберг, внучке знаменитого Соломона Михоэлса, дочери композитора Мечислава Вайнберга.
Были ограждены от субкультуры
А вот именитый маэстро Имант Кальниньш отметил, что во времена СССР, латышская интеллигенция, «смотря на Запад из-за «железного занавеса», видела не столько то, что там было на самом деле, сколько собственные замки и идеалы».
- Глядя на сегодняшний мир, после открытия границ и пережитого нами вторжения субкультуры, приходит понимание того, от чего мы были ограждены в то время, - сказал композитор.
Не купились не дешевые предложения
Историк искусств Имант Ланцманис подробно остановился на своей невероятно насыщенной творческой биографии.
- На мой взгляд, коммунизм оказался фантастическим блефом, в котором каждому была отведена своя роль. Среди океана советского бреда мы оказались на одиноком острове, где можно было подумать о жизни, дистанцироваться от происходящего — и при этом не купиться на дешевые предложения западного искусства. Это положение позволяло каждому искать свой собственный путь, - отметил Имант Ланцманис, который, как известно, отдал восстановлению Рундальского замка свыше 50 лет своей жизни.
С первой попытки
- Лайма Яновна, как вам удалось поступить во ВКИК? - я поинтересовался у гостьи Москвы, которую тоже смело можно отнести к поколению тех, о ком она сняла свой документальный фильм «Kaza kapa debesis».
- Я сама из творческой семьи. Моя мама была скульптором, а отец — основателем и редактором литературного журнала. Я выросла среди художников. Знаю всю эту «кухню». Мне хорошо давалось рисование и многое другое. А кино все это объединяет.
Конечно, я хотела поступить на режиссера художественных фильмов, но в тот год не было набора. Пошла на документалистику. Я тогда приехала на разведку. Подумала: такой огромный конкурс, посмотрю, что и как, чтобы как следует подготовиться на следующий год. Но попала с первого раза.
Я очень ценю и уважаю этот вуз. У нас были прекрасные преподаватели. В институт поступали со всего мира. Это был настоящий интернационал, который помогает шире смотреть на окружающий мир. На моем курсе учились из Шри-Ланки, Польши, Африки. Моя лучшая подруга была из Исландии.
Широкий кругозор
В последний раза я была в Москве 10 лет назад. Тогда во ВГИКе проходил всемирный съезд киношкол. Да, уже давно известно, что сам ВГИК является не только одной из старейших, но и лучших учебных заведений. В других странах в процессе преподавания порой уделяют внимание лишь техническим вопросам.
А в Москве особенно заботились, чтобы люди, которые будут работать в кино, имели очень широкий кругозор. Мы изучали историю искусства, историю литературы, философию и т.д. Плюс масса сугубо профильных предметов, в том числе актерское мастерство, режиссура.
Когда мы поступили, нам сразу сказали: «Вы счастливчики: выдержав огромный конкурс, попали в элитарную школу. И вам надо осознать, что ваша задача — создавать работы для многомиллионной аудитории. Вы должны понимать, насколько это ответственно!»
- Чем вам нравится именно документалистика?
- Тем, что она соприкасается с реальной жизнью. Это более интересно, что сидеть в съемочном павильоне и дышать столярным клеем. Я имею в виду декорации.
Поэтому для меня всегда наибольший интерес вызывало именно документальное кино. Тебе доступно абсолютно все. От космодрома до тюрьмы. Помню, как в начале 90-х годов я снимала о смертной казни, когда она еще не была отменена.
А свой первый фильм я сделала о Марисе Лиепе. Увидела его в «Спартаке» и была поражена. Я тогда поняла, что такой настоящий драматический мужской балет. Естественно, мы познакомились. Два месяца работали в Большом театре СССР. И таких запоминающихся съемок у меня превеликое множество, - рассказала Лайма Жургина.
Коллеги по цеху
В заключении отмечу, что Лайму Яновну залу представила коллега по цеху Рене Арманд. Ее отец, Павел Арманд, в послевоенные годы стоял у истоков создания Рижской киностудии, которой Жургина отдала немало лет своей жизни.
Фото автора, из архива
Читайте другие мои статьи о кино:
Как Владимир Меньшов покорил ВГИК https://zen.yandex.ru/media/dmitriimart/kak-vladimir-menshov-pokoril-vgik-5d91b9bc79c26e00aea3ff75
Создатель "Ассы" о юбилее и лишних актёрах https://zen.yandex.ru/media/dmitriimart/sozdatel-assy-o-iubilee-i-lishnih-akterah-5d7b3a9906cc4600ae57add2
За кадром: съёмки о любви трёх поколений https://zen.yandex.ru/media/dmitriimart/za-kadrom-semki-o-liubvi-treh-pokolenii-5d847cd9e6cb9b00ad16feb6
Юлия Кова о том, как стала режиссёром и почему уехала из страны https://zen.yandex.ru/media/dmitriimart/iuliia-kova-o-tom-kak-stala-rejisserom-i-pochemu-uehala-iz-strany-5d39492421f9ff00adec6a5b
Как и где снимался фильм "Донбасс. Окраина" https://zen.yandex.ru/media/dmitriimart/kak-i-gde-snimalsia-film-donbass-okraina-5d1d0ffd7fbb2000ae39cf5a
Сергей Соловьёв о фальшаке https://zen.yandex.ru/media/dmitriimart/sergei-solovev-o-falshake-5d7c08fc4e05773c3d093532
5 статей о кино
https://zen.yandex.ru/media/dmitriimart/5-statei-o-kino-5d84d8961e8e3f00ae7103b4
Как зарождалась "Дикая Лига"
https://zen.yandex.ru/media/dmitriimart/kak-zarojdalas-dikaia-liga-5d82a6672beb4900aec622c2
Актриса и продюсер Светлана Фролова о покорении Москвы
https://zen.yandex.ru/media/dmitriimart/aktrisa-i-prodiuser-svetlana-frolova-o-pokorenii-moskvy-5cb341d0d5992400b36083fa
Затворничество актёра Владимира Конкина https://zen.yandex.ru/media/dmitriimart/zatvornichestvo-aktera-vladimira-konkina-5cc1d5312a15bb00b3098188
NOTA BENE: многоуважаемые друзья, не забудьте подписаться на: Dmitrii Mart https://zen.yandex.ru/dmitriimart Ставьте, пожалуйста, лайки! Смотрите другие статьи и нарративы автора и пересылайте их дальше!