Постепенно проходит то время, когда, на просторах загадочной для всего мира России, люди не знали, что такое легальное ПО. Нынче все чаще встречаются такие пользователи, которые, напротив, не знают и, что интересно, знать не хотят где можно скачать пиратский контент. Однако, с появлением все большего числа пользователей легального программного обеспечения, вопросов меньше не стало…
Легальный "софт", прячущийся в глубинах бестолково огромной коробки, обычно упаковывается в скромный конвертик.
Однако не стоит торопиться его распечатывать: надпись на нем гласит, что "произведя вскрытие, пользователь вступает в юридические отношения с фирмой-производителем", о которых, как предлагает та же "заботливая" надпись, "надо прочитать заранее".
Что же, ознакомимся.
Так называемый договор, отпечатанный на отдельном аккуратном листочке, на самом деле называется просто и буднично - "Соглашение по программному обеспечению".
Пропустим малоинтересную рядовому пользователю тягомотину про отсутствие у него права "разъединять, перекомпоновывать, декомпилировать, деассемблировать и модифицировать программу".
Остановимся на других деталях соглашения, более понятных и вместе с тем весьма подозрительных по своей сути.
Вот на что намекает, например, компания пишущая следующий текст: "Фирма не дает никаких прямо выраженных или предполагаемых гарантий в отношении настоящего программного качества продукта"?
И далее: "Вы (да-да, вы, беззащитный пользователь) принимаете на себя весь риск (надо полагать: кто не рискует, тот не работает на компьютере), связанный с их качеством или выполнением.
Ни при каких условиях эта компания не несет ответственности (действительно, зачем?) за прямой, косвенный, умышленный, неумышленный ущерб или ущерб, явившийся следствием использования или невозможности использования настоящего программного продукта или документации, даже если о возможности такого ущерба было сообщено".
Звучит тяжеловато, но суть, надеюсь, вы уяснили. А теперь, что называется, венец: "Компания не несет никакой ответственности за расходы, связанные с восстановлением таких программ или данных".
Проще говоря, если программка ошиблась при расчете зарплаты ваших сотрудников, то пеняйте только на себя. А коли дорожите своим здоровьем – занимайтесь бухгалтерией на счетах.
Говоря об отказе от "ответственности за сопутствующие убытки", фирма разъясняет, что фирма ни при каких условиях не несет "ответственности за какой-либо ущерб (включая все без исключения случаи потери прибылей, прерывания деловой активности, утраты деловой информации или других денежных потерь), связанный с использованием или невозможностью использования данного продукта, даже если компания была заранее извещена о возможности таких потерь".
Одним словом, продукт наш – убытки ваши! "В любом случае, – сумма возмещения ущерба, согласно данному договору, не может превышать сумму, фактически уплаченную вами за программу".
И не забывайте, дорогие пользователи, "только вы сами отвечаете за выбор программного обеспечения для достижения намеченных вами целей и за фактически полученные вами результаты".
При этом компания вовсе не гарантирует, что ее "программное обеспечение и документация будут отвечать вашим требованиям или ожиданиям или что программное обеспечение и документация будут свободны от ошибок".
Недостаток этих соглашений только один – ограниченная гарантия. Производитель ПО, устанавливая подобные условия гарантии, нарушает Закон о защите прав потребителей. Практически по всем лицензионным соглашениям ситуация одинаковая.
Таким образом, заявления наподобие "фирма не гарантирует, что программное обеспечение будет свободно от ошибок", по мнению юристов, нарушают статью четвертую Закона, по которой качество товаров и услуг должно соответствовать обязательным требованиям, стандартам и техническим условиям.
В то же время, "вы не можете купить программу, не присоединившись к договору, предлагаемому компанией, причем у вас нет возможности хоть как-то уточнить его содержание; единственное, что вы можете сделать, так это вообще не покупать продукт".
Поэтому, в Гражданском Кодексе действует статья: если договор не может быть заключен иным способом, кроме как присоединением одной из сторон к какой-либо типовой форме, то условия договора, ущемляющие права этой стороны, могут быть признаны судом недействительными.
Речь идет о так называемом "договоре присоединения": пострадавший вправе обратиться в суд с иском о признании условий договора недействительными – ведь, "присоединившись к условиям лицензии", он не в силах что-либо изменить, – и потребовать возмещения ущерба.
И помните, эта норма закона, распространяется как на отечественные компании, так и на представительства иностранных фирм в России.