Дверь открылась, и я очутился на лестнице. Опять грязно-зеленые стены, покрытые темными потеками, и пол, выложенный плитками в шахматном порядке.
Нажатие кнопки на стене вызывает грохот механизмов – и раздвигаются металлические двери, раскрашенные под дерево.
Лифт останавливается сам собою на каком-то промежуточном этаже, где вспышки перегорающей газосветной трубки выхватывают из темноты все тот же ужасающий интерьер.
В углу валяется куча, кажется, тряпья и амуниции, от которой невольно отводишь взгляд.
Наконец, первый этаж, ровно освещенный лампочкой накаливания, и собака, ощутив струю свежего воздуха из разбитой двери, кидается на волю, едва не вырвав у меня поводок.
Переведя дух, мы гуляем лишних минут двадцать, топчем свежий снег, засматриваемся на морозную луну, обдумываем чужие метки и освежаем свои. Возвращаемся, так и не встретив в этот поздний час ни людей, ни зверей.
Через пару месяцев я наткнусь на DOOM и сотру его, даже не подумав сыграть в него.
То ли дело раньше.
Вот, помнится, по весне, в какой-то смутный год между Андроповым и Черненко, раскручивая очередную пару лент от Decus, мы с другом обнаружили на ней нечто, под названием Adventure.
У нас тогда была на проекте своя «стодвадцатьпятка», которую, мы по очереди чинили, а на ней 256 кило памяти и десяток терминалов. Часть из них заменили на ДВК, что под любимой ОС TSX-Plus уже было локальной сетью.
Во всякие штуки типа «орегонской тропы» или платформы ПВО, защищающей население от космических пришельцев, у нас в системе рубились напропалую.
А вот Adventure, классическое подпольное творение нескольких поколений программистов DEC, мы распробовали не сразу.
Несколько раз начинали ковырять и откладывали.
Друг учил в школе французский. Из чего можно догадаться, что программистом он был настоящим - Хакером, как сказали бы нынче, милостью божьей.
Мне, во всяком случае, не чета. Правда, я тогда еще был наполовину электронщиком и английский знал для рядового обитателя соцлагеря недурно. Но не настолько, чтобы свободно читать по-дековски.
Как бы то ни было, через пару недель случилось у нас на работе затишье. Вот тогда-то мы и вошли в пещеру, где сообразили, как с помощью птички победить змею.
Девочки, как работавшие с нами, так и приходящие на чай, не сразу догадались, что происходит.
Мы и раньше нередко просиживали ночи напролет. Например, играли с UNIX, а это можно было делать только во внерабочее время. Из-за этого чертова UNIX'a я в общей сложности год жизни провел в ночных сменах.
Короче, однажды заутренним чаем девочки нас раскололи, и мы стали рассказывать наперебой про дракона, которого надо победить голыми руками, про пирата, который отбирает находки и прячет их в сундуке, а сундук еще и перетаскивает с места на место в лабиринте, чтобы не нашли, да про бобовый росток, по которому, если его три раза полить, можно взобраться и достать.
Ясно помню, как в этот момент я увидел перед собой лицо одной сотрудницы, которая опоздала к началу представления, и, расположившись попить чайку, обнаружила себя в середине нашего правдивого отчета.
Для тех, кто опоздал родиться, поясню, что Adventure был чисто текстовой программой.
Вы давали двухсловные команды, а она отвечала, что изменилось в виртуальном мире – только и всего.
Но энергетический эффект этого общения был ни с чем не сравним. Даже год спустя мы с другом легко заражали «адвенчюризмом» всякого встречного.
Один практикант, кстати, тоже учивший французский, так завелся, что подбил меня перевести игру целиком. С его героической помощью, я действительно сделал это перед тем, как уволиться из тренажерного центра, где происходили описанные события.
Впоследствии, я встречал, по крайней мере еще один перевод, но он был, естественно, много хуже нашего.
Последнее ядерное испытание, маленькая, но гордая Франция, не желая уступать свое ядерное жало, устроила в 1996 г.
От души надеюсь, последний и мало что прибавляющий к сумме безобразий, которые населению Земли еще придется расхлебывать веками. Решение приняли политики и генералы.
Но, что знаменательно, альтернативой испытаниям в натуре, было на этот раз компьютерное моделирование!
А.Д. Сахарову приписывается анекдот об анекдоте. Якобы, сам анекдот рассказал ему какой-то вояка, чтобы поставить на место.
Лежит старуха на печи, а старик в углу молится на ночь: – Укрепи и направь, Господи. Старуха комментирует: – Ты, старый, молись, чтоб укрепил, а направить мы и сами направим.
Мемуары участников американской и ядерной программы показывают совершенно тот же подход. Боюсь, наши яйцеголовые опять совершают стратегическую ошибку.
Программное моделирование испытаний – это игрушка для других яйцеголовых, но с ними-то и так можно было за пивом договориться.
Игрушки надо делать для других, для медноголовых.
Для глав государств, чтобы они могли время от времени входить в роль президента ядерной державы и перестали комплексовать.
Для генералов – дабы могли поиграть между собой в гонки вооружений, а все вместе – против зеленых.
Но – эксклюзивно, в одном экземпляре. Только для тех, кто способен победить на выборах или заслужить четыре больших звезды.
Пусть себе наслаждаются самой лучшей виртуальной реальностью, а мы уж как-нибудь обычной обойдемся.