Как стать незаметным? Конечно же нужно слиться с толпой! А для людей, обеспечивающих государственную безопасность, это очень важная способность. Ко всему прочему незаметными должны оставаться не только люди, но и средства которыми они достигают своих целей. К таким средствам можно отнести и автомобиль. Автомобиль специальных служб, обеспечивающих безопасность страны, должен быть оснащён по последнему слову техники, и в то же время выглядеть совершенно обычно.
Каждая советская "Победа" или "Волга" имела специальную версию для КГБ, способную удержаться за любым отечественным автомобилем или иномаркой дипломата. Именно за их скоростные качества эти автомобили называли "догонялками". Спецслужбы имели одно неизменное требование - машины должны были иметь совершенно обычный внешний вид.
Первым советским быстроходным автомобилем стала "Победа" Газ-М-20-Г. Она имела 90-сильный шестицилиндровый двигатель с механической коробкой передач объёмом 3,48 литра, развивала максимальную скорость 132 км/ч и являлась самым быстрым советским автомобилем своего времени. Всего было выпущено 100 автомобилей.
Газ 23 (на базе ГАЗ 21) - по документам - легковой быстроходный автомобиль среднего класса. У комитета государственной безопасности был на него, что называется "эксклюзив". Чтобы угнаться за иномарками на автомобиль ставили V-образную восьмерку от Чайки с алюминиевым блоком, объёмом 5,5 литра и мощностью 195 л.с. С полной загрузкой машина разгонялась до 100 км/ч за 16 секунд. Максимальная скорость составляла 170 км/ч, но это после тщательной последовательной обкатки. Под капот мотор влез с трудом: выпускной коллектор уперся в вал руля, масляный поддон - в подвеску. Двигатель модернизировали и даже повернули вокруг своей оси на 2 градуса, но все равно в некоторых местах зазоры были буквально миллиметровые. От двигателя V8 шли две выхлопные трубы, но, чтобы не привлекать внимание к внешнему виду, в районе заднего моста обе они соединялись в одну большую, которая выходила из-под машины в месте стандартного выхода трубы глушителя Газ-21. Также спец автомобиль можно было отличить по звуку работающего двигателя - между V8 и четвёркой всё-таки есть разница. Стандартная механическая коробка передач оказалась слабой для такого двигателя, поэтому ГАЗ 23 оснастили автоматической коробкой, причем с индикацией на русском языке. Элегантные 23-и "Волги" тихо ушли вместе с шестидесятыми. Всего с 1962 по 1970 годы было выпущено 603 автомобиля.
Впереди была другая эпоха и новая машина, ставшая новым символом неограниченных возможностей советских спецслужб. Такой же автомат и V8 стояли на следующей "Волге" ГАЗ 24-24, 24-25. Одна из них была машиной сопровождения, другая - слежения. Рычаг автомата выглядел точно также, как у механической коробки передач. Кстати двигатель имел свою маркировку 24-24, несмотря на то, что фактически это двигатель от "Чайки". Если вы захотите купить раритетный автомобиль, посмотрите на масляный щуп. Если на нём стоит маркировка 24-24 - вам повезло - это настоящая "догонялка", если же маркировки нет - это реплика (автомобиль восстановлен по фотографиям и чертежам, максимально соответствует историческим фактам, но двигатель не родной).
Обычно автомобили сопровождения окрашивались в чёрный цвет, но были машины и других цветов, замаскированные под такси или обычные серийные авто. Фактически каждый автомобиль проживал две жизни. Одна начиналась на заводе - они изготавливались по специальному заказу, но не отличались внешне от серийных. Вторую жизнь машина получала в мастерских КГБ, где дорабатывалась и получала опции, о которых не знали даже на заводе-изготовителе, так как они составляли государственную тайну. Документация по автомобилям была общедоступная, а все, что касалось начинки обрастало мифами и легендами.
Как правило спецавтомобили внешне были в идеальном состоянии, так как любой дефект привлекал излишнее внимание. По слухам, имел место случай, когда новый владелец машины решил её отреставрировать. Перед покраской он решил очистить автомобиль от заводского лакокрасочного покрытия. Чтобы добраться до металла, ему пришлось снять семь слоёв краски. То есть, когда автомобиль повреждался или рассекречивался, его ремонтировали и красили. А при списании автомобиля с него снималось всё оборудование, и в первую очередь - двигатель. Именно поэтому встретить настоящую "догонялку" в наше время - это большая удача.
Только в 90-е годы прошлого века стало известно о подобных машинах, когда был снят гриф секретности. Возможно, среди современных автомобилей тоже есть "догонялки", но мы об этом никогда не узнаем.