Найти в Дзене
Душа.

Как человек приспосабливается к жизни. Часть 3.

Оглавление

В двух других частях этой темы мы рассмотрели классическое кондиционирование, человеческую особенность приспособляемости к жизни, и познакомили вас с оперативным кондиционированием. Предлагаю немного вспомнить об этом.

Способ действия инструментального кондиционирования.

Важно помнить, что инструментальные или оперативные условия - это форма обучения, с помощью которой мы с большей вероятностью повторим те формы поведения, которые принесут нам позитивные последствия, и с меньшей вероятностью повторим те, которые приведут нас к негативным.

Поэтому это один из видов ассоциативного обучения, характеризуется и связывается с развитием новых моделей поведения в соответствии с их последствиями, а не с ассоциацией между стимулами и поведением, как это происходит в классических условиях кондиционирования.

Процесс инструментального или оперативного кондиционирования требует следующей последовательности:

  • стимул, который отныне мы будем называть дискриминационным стимулом (ДИС), так называется, потому что он будет дискриминировать вместе с другими стимулами;
  • ответом на стимул мы будем называть ответ оператора (ОО);
  • усиление, которое представляет собой усиливающий стимул (УС). Он подразумевает связь с оперативной реакцией для его усиления.

Мы повторяем то, что нам нравится.

Закон действия, открытый Торндайком, утверждает очень простой принцип, состоящий из двух частей.

В первой части говорится, что ответы, имеющие удовлетворительные последствия, сводятся воедино и поэтому возникают все чаще. Второе предполагает, что организм учится на реакциях, которые позволяют избежать неприятных стимулов.

Родители используют награды для формирования хороших манер за столом, похвалы поведению, похожему на поведение взрослых, не так ли? Это наглядный пример оперативного кондиционирования.

Мотивация к продолжению. Усиление.

https://unsplash.com/photos/dmA0n0cemjE
https://unsplash.com/photos/dmA0n0cemjE

Что такое наполнение? Это все, что увеличивает частоту отклика. Существует два типа связей: позитивная и негативная.

Подкрепление является положительным, если консолидирует ответ на стимул, представляя его после него и рассматривая в качестве награды, которая может быть едой, одобрением, деньгами, выражением привязанности.

Связь является отрицательной, если после ответа она, как правило, устраняется, что позволяет закрепить ее.

Пища или подавление боли являются основными укрепляющими факторами, поэтому их понимают такими, потому что они являются врожденными.

С другой стороны, деньги, успех, лесть, квалификация, приятный тон голоса и т.д., являются вторичными и, как правило, усваиваются лучше по сравнению с первичными.

Непосредственность запуска ракеты-носителя оказывает влияние на многие аспекты ее поведения. Многие курильщики и потребители наркотиков знают это.

Это является главной причиной для применения обезболивающих и анальгетиков. Но, в целом, мы учимся реагировать на более запоздалые ответы на наше желание, например, зарплата в конце месяца, триумф в конце месяца, ежеквартальные оценки.

И, хотя, мгновенное решение обычно очень эффективно, для того чтобы хорошо функционировать, мы должны научиться откладывать немедленные вознаграждения в пользу долгосрочных, которые имеют тенденцию быть более сильными.

Было показано, что дети, которые учатся в раннем возрасте откладывать вручение важных поощрений, вопреки немедленному вознаграждению, становятся более компетентными подростками.

Программирование - это прогресс.

https://unsplash.com/photos/FuzeukkNHcA
https://unsplash.com/photos/FuzeukkNHcA

В повседневной жизни существуют четко определенные правила, которые регулируют существование каждого из нас, которые программируют наше вознаграждение или наказание.

Так, наши родители говорили нам, что предоставят нам финансовую поддержку или какую-то желаемую привилегию, например, выходить ночью, при условии, что мы выполним свои обязанности.

Мы подчиняемся правилам, которые мы можем назвать программами частичного или периодического усиления, и которые обеспечивают устойчивость поведения, намного больше, чем постоянное усиление, которое заканчивается погашением реакции из-за усталости или других обстоятельств.

В долгосрочной перспективе частичное усиление ведет к повышению устойчивости к вымиранию рефлексов.

Программы с фиксированным интервалом регулируются в течение заданного времени, с одинаковой паузой после каждого усиления. В течение этого периода никаких усилителей не имеется, и в конце фиксированного интервала усиливается следующая реакция.

Самыми яркими примерами являются наша зарплата или подарки, которые мы дарим в определенное время по традиции, например, на Рождество.

В программах с переменным интервалом, промежуток времени обозначен средним значением, которое является частично случайным. Усиливается первая реакция после переменных интервалов.

Например, когда мы поддаемся на детские истерики в погоне за спокойствием, которое в долгосрочной перспективе может обернуться против нас. Эти программы, как правило, дают медленные, но регулярные результаты.

Программы с фиксированным соотношением основаны на усилении, которое появляется после заданного количества ответов. Например, сдельная работа, где за каждые, условные, пятьдесят единиц продукции, вы получаете премию.