Пару слов
Статья является моим личным мнением и не претендует на абсолютную истину. Как мы все знаем, современные двигатели в основном имеют конфигурацию, подразумевающую 4 клапана на один цилиндр. Но так ли это хорошо для простых гражданских автомобилей?
4 клапана на цилиндр
Современная конструкция простого двигателя с 4 клапанами на один цилиндр выглядит так: ход поршня меньше диаметра цилиндра, два впускных и два выпускных клапана на цилиндр, два распределительных вала - впускной и выпускной. Казалось, раз клапанов больше, значит конструкция лучше? Не совсем.
Конструкция более сложная, а значит стоит дороже. Геометрические размеры головки блока цилиндров больше, значит ремонтопригодность скорее всего будет хуже, чем у конструкции с двумя клапанами на цилиндр.
2 клапана на цилиндр
Конструкция двигателя с двумя клапанами на цилиндр подразумевает один распределительный вал, один впускной и один выпускной клапан, и геометрия блока цилиндров выполнена следующим образом: ход поршня превышает диаметр цилиндра, реже ход поршня равен диаметру цилиндра.
Конструкция намного проще, дешевле. Но есть и минус: по сравнению с конструкцией с 4 клапанами на цилиндр, меньше площадь седла клапана, так как клапан всего один.
Сравнение
Главное отличие этих головок в завихрениях топливо-воздушной смеси в в около-клапанном пространстве. В конструкции с двумя клапанами на цилиндр завихрения происходят по горизонтальной оси, а вот с четырьмя клапанами на цилиндр - вокруг вертикальной. Именно из-за этой особенности простой 8-клапанный двигатель на меньших оборотах выдает больший крутящий момент, с низких оборотов высокая скорость поступления смеси, позволяет снизить угол зажигания, а значит выдает большую мощность. Все это можно назвать просто: отлично тянет с низов.
Но есть и минусы в геометрии моторов. У 2 клапанов на цилиндр: на высоких оборотах сдувается из-за высокой скорости смеси, выше 6500 Об/мин крутить смысла нет, и кольца проходят большой путь, увеличивая трение, быстрее стираются.
Если рассмотреть 4 клапана на цилиндр, то из-за горизонтальных завихрений перемешивание смеси хуже. Так же меньше скорость попадания смеси на низких оборотах. Из этого всего можно сделать выводы: 4 клапана на цилиндр лучше проявят себя на верхних оборотах, крутить его можно далеко, в 8-9000 об/мин.
А что нужно?
Что же нужно автовладельцу в городе? Крутить автомобиль в 9000 об/мин. ? Не уверен. Гораздо приятнее ездить на тяге с низких оборотов, так как в городе нужно постоянно тормозить, разгонятся, и в повседневных поездках двигатели редко крутятся выше 4000-5000 об/мин. Расход с высокой вероятностью будет меньше у грамотного мотора с 2-умя клапанами на цилиндр.
Нет, конечно можно сделать и 16-клапанный двигатель, который будет тянуть с низов. Есть много технологий, работают с около-клапанным пространством, работают с распредвалами, устанавливают заслонки на впуске, чтобы внедрить вертикальные завихрения. Но на массовых серийных автомобилях этого почти нет. Я уж молчу, что с высокой вероятностью при обрыве ремня ГРМ на 16 клапанах с тарелочной конструкцией клапана загнет. Да, есть и 8-клапанные моторы, у которых загибает клапана, но их меньше.
Это мое личное мнение, выводы каждый сделает для себя сам.
Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые статьи.
Другие мои публикации:
Самый дешевый способ ездить на старых автомобилях,