Когда норманны прибыли в Исландию, там уже проживали ирландские поселенцы — христианские отшельники или «паломники», как они сами себя называли. В Ирландии раннего Средневековье под «паломником» подразумевали не человека, совершившего путешествие к святым местам и возвратившегося домой, а того, кто отправился на край земли в ожидании «небесного пристанища» (зачастую безвозвратно). Первые христиане вступили на эту землю примерно за шестьдесят—семьдесят лет до прихода норманнов около 860 года. В сочинениях христианских монахов остров был известен под названием Туле. Прибытие ненавистных язычников вынудило ирландских монахов уединиться в пещерах на юго-востоке страны, однако наступившая спустя четырнадцать лет массовая волна переселений заставила их окончательно покинуть остров.
Гардар Сваварссон, Наддод и Флоки Вильгердарсон
Первым норманнским первооткрывателем был швед по имени Гардар Сваварссон. Он совершил плавание вокруг острова, проложив свой маршрут через Папею и Папафьорд — земли, населенные ирландскими затворниками. Для них многие годы уединенной жизни канули в лету. Гардар назвал остров в свою честь — Гардарсхольм — и по возвращению на родину комплиментарно отзывался о новых землях. Весьма любопытен и тот факт, что, когда Харальд Прекрасноволосый намеревался подчинить Исландию своей воле, он пытался использовать сына Гардара Уни ввиду присущих ему наследственных прав на остров.
Следующим норманном, побывавшим у берегов Исландии, был норвежец по имени Наддод. Он недолго побывал у ее берегов и отплыл как только на суше началась снежная буря. В отличие от Гардара, Наддод не исследовал острова, но тем не менее отзывался о нем с похвалой. Считается, что из-за начавшейся бури Наддод прозвал остров Снэландом — Снежной страной.
Наконец, третий из прибывших, Флоки Вильгердарсон, был настроен более серьезно, чем его предшественники. Он взял с собой домашний скот с целью колонизации новых земель. Флоки вместе со своей командой выстроил жилище в Брьянслёке, на самом краю Брейдафьорда. Место было выбрано удачно, поскольку в нем было много места для выпаса скота, фьорд изобиловал рыбой, тюленями и морскими птицами. Однако идиллия поселенцев была нарушена внезапно наступившими северными морозами. На смену зимы пришла холодная весна, скот пал. Юго-восточные ветра не позволили им обогнуть Рейкьянес из-за чего они вопреки желанию вынуждены были вернуться на поселение и пробыть там еще одну зиму. Вернувшись домой, Флоки распространил среди людей новое название острова — Исландия или Ледяная страна. Оно пришло ему в голову, когда тот, будучи пленником острова, наблюдал за дрейфующими льдами у южного рукава Арнарфьорда.
Ингольф и Хьорлейф
Сводные братья Ингольф и Лейф стали участниками распри с сыновьями ярла Атли, которая началась из-за нежелания братьев выдавать свою сестру за сына ярла и завершилась убийством двух его сыновей. Несмотря на то, что ярл принял вергельд, Ингольф и Лейф не могли рассчитывать на то, что в дальнейшем не последует возмездия. Тогда они отправились на поиски земли, которую некогда обнаружил Ворон-Флоки. Они нашли остров и поселились на юге страны в Альптафьорде. Там они перезимовали и вернулись на родину в Норвегию.
После прибытия домой Ингольф стал готовится к новой экспедиции, в то время как Лейф отправился в поход на Британские острова. Если первое путешествие братьев было всего лишь навсего разведкой, то в ходе второго они намеревались колонизировать пригодные для жизни земли, поскольку над ними все еще нависала угроза со стороны ярла и его родни. Спустя некоторое время Лейф вернулся домой с богатством, пленниками и новым именем. Отныне он стал известен как Хьорлейф — Лейф Меч. Этой зимой Ингольф совершил большое жертвоприношение и пытался с помощью магии определить свою судьбу. Предсказания указали ему путь в Исландию, так что братья стали собираться в путь. Хьорлейф погрузил в корабль богатства, а Ингольф — их общий скот, и они отплыли в Исландию.
Прибыв к берегам Исландии [в 874 году], братья разделились. Ингольф выбросил бревна за борт, чтобы боги указали путь к его новому дому. На время он высадился у места, которое сейчас называется Ингольвсхофди — мыс Ингольфа. Хьорлейф двинулся дальше на запад и пристал к берегу у Хьорлейвсхофди — мыса Хьорлейфа. Хьорлейф занялся обустройством своего поселения и стал нещадно эксплуатировать своих ирландских рабов. Сначала они выстроили два длинных здания, а затем, после зимовки, начали сев. У Хьорлейфа был всего один бык, поэтому рабы сами тянули плуг. Один из рабов по имени Дуфтхак придумал план побега, согласно которому они должны были убить единственного быка и сказать, что это сделал медведь. Предвидя, что Хьорлейф вместе со своими людьми отправится на охоту, Дуфтхак предложил остальным рабам убить каждого из людей Хьорлейфа, рассыпавшихся по лесу, по отдельности. План был претворен в жизнь, рабы вместе с движимым имуществом, женщинами и лодкой перебрались на соседний остров.
Тем временем Ингольф отправил своих рабов на обследование побережья в поисках выброшенных им за борт столбов. Добравшись до Хьорлейвсхофди, рабы обнаружили мертвого Хьорлейфа и вернулись назад, чтобы обо всем доложить своему хозяину. Ингольф был глубоко потрясен произошедшим и усматривал в этом отчасти вину самого Хьорлейфа, скупившегося на жертвоприношение. Похоронив Хьорлейфа и его людей, Ингольф забрал с оставшегося корабля их долю собственности. Тогда же с берега моря он заметил на юго-западе какие-то острова, что навело его на определенные мысли. Прибыв туда вместе со своими людьми, Ингольф застал ошеломленных рабов за едой и приказал убить их всех. Острова, где были убиты рабы, с тех пор начали носить название Вестманнейяр, то есть острова западных людей или ирландцев. Ингольф вернулся в поселение своего сводного брата вместе с захваченными рабами женщинами своих товарищей, где он и провел вторую зиму.
С приходом весны Ингольф продолжил поиски бревен. В конечном итоге он нашел их и поселился в Рейкьявике. Один из рабов Ингольфа по имени Карли сбежал вместе со служанкой, потрясенный тем, что они должны были поселится «в этом проклятом месте», оставив позади плодородные земли. Другого своего раба, Вифиля, Ингольф отпустил на свободу, и в будущем он станет достойным человеком. Ингольф стал самым известным из поселенцев, поскольку первым окончательно поселился на некогда необитаемой земле, став образцом для остальных. Вместе с тем его потомки станут известными и уважаемыми исландцами, повлиявшими на законы и внутреннее устройство государства.
Если вы прочли статью и она пришлась вам по вкусу, то не забудьте поставить лайк. Это сильно поможет развитию канала и станет хорошим импульсом для выхода нового материала. При желании можете также подписаться на канал.