Показы сезона ss 2020, прошедшие в Париже, продемонстрировали интерес дизайнеров к теме будущего. Не случайно именно сейчас, в 2019 году, футуризм вновь стал актуальным, ведь 20 июля этого года была 50-ая годовщина высадки американского космонавта Нила Армстронга на Луну. Это был момент в истории, когда мысли и фантазии о будущем науки и техники, освоении космоса и месте человека во всём этом занимали умы масс. И дизайнеры, а вместе с ними и мы, обращаются к моде того времени. В этой статье мы поговорим о футуризме в моде и рассмотрим футуристические коллекции сезона ss2020 с подиума в Париже.
Истоки футуризма в моде
4 октября 1957 года на орбиту был запущен первый искусственный спутник земли - советский Спутник -1. Это положило начало космической гонке между СССР и США, и тема космоса начала барражировать в умах людей. Пиком интереса стал первый полёт человека в космос, совершённый Юрием Гагариным в 1961 году. Это событие определило направление поп культуры и моды на остаток декады.
В 1968 году Стенли Кубрик снял свою "Космическую Одиссею", Роже Вадим - "Барбареллу", а Дэвид Боуи написал песню Space Oddity (примерный перевод: Странный случай в космосе).
Ну а такие дизайнеры, как Пьер Карден, Пако Раббан и Андре Курреж на протяжении 60х фантазировали на тему того, какой будет одежда будущего, какой она может быть у обитателей космоса, и представляли свои коллекции, пропитанные духом футуризма. Их идеи надолго определили наше стереотипное представление о том, какие цвета, ткани, фактуры и формы ассоциируются с космосом, и мы до сих пор видим их в коллекциях современных дизайнеров. Ниже приведены основные из них:
1. металлик и металлизированные ткани: серебряная кожа или латекс, блестящий нейлон, люрекс и даже металлические пластины
2. оп-арт или принты с геометрическими узорами, которые могут изображать радиоволны или любые другие оптические иллюзии, а также разные схемы и диаграммы, ассоциирующиеся с наукой и расчётами.
3. много белого цвета, поскольку это - ассоциация с космическим кораблём и скафандрами.
4. контрастные сочетания и неоновые цвета, как ассоциация с неземным инопланетным свечением
5. причудливые головные уборы, непонятные геометричные структуры и вырезы в одежде - как фантазии на тему формы тела гостей из других миров или будущих мутаций человеческого тела.
6. пластик, как материал будущего
Футуризм на подиуме в Париже ss2020
Пятьдесят лет спустя, с почтением и уважением к наследию мастеров прошлого, ряд дизайнеров обратились к теме футуризма. представив на подиуме коллекции, заряженные безудержными фантазиями о мире будущего.
Balmain
Коллекцию Balmain можно охарактеризовать, как футуристическую этнику. Креативный директор дома моды Оливье Рустен (Olivier Rousteing) смешал традиционные африканские коды с традиционными футуристическими. Например, превратил африканские концентрические узоры в оп-арт. Используя всего несколько цветов во всей коллекции, дизайнер сосредоточился на их контрастных сочетаниях: чёрный и белый, чёрный и жёлтый, жёлтый и голубой и т.д. Массивным шейным украшениям, характерным для африканских племён, дизайнер придал просто-таки космические формы, составив их из треугольников и кругов. Ну и, конечно же, не забыл традиционный для Сомали (одной из стран его происхождения) платок на голову, в котором модель выглядит будто космическая паломница.
Не забыл Оливье Рустен поразмышлять и о материалах, из которых будет одежда будущего. На подиуме он представил модели из прозрачных силиконовых элементов и цветной пластиковой бахромы.
Что касается новых форм одежды, то здесь дизайнер принялся за деконструкцию, разобрав на части традиционную дресс-код одежду и изменив расположение и масштаб деталей.
Что и говорить, будущее по мнению Balmain выглядит весьма контрастно и даже вызывающе.
Courreges
И хотя дома Courreges уже давным-давно возглавляет не его основатель, дизайнер времён космической эры, Андре Куреж, его преемники продолжают добрую футуристическую традицию. Йоланда Зобель (Yolanda Zobel), креативный директор бренда, представила коллекцию, выдержанную в лучших традициях дома.
Скромная цветовая гамма коллекции по сути представляет собой сочетание чёрного, белого и оттенков бежевого с кислотным оранжевым, салатовым и жёлтым. Преобладание оранжевого и белого напоминают чем-то одежду Лилу из "Пятого Элемента" (1997), как и топы-бра, надетые поверх всего.
Коллекция предполагает, достаточно динамичный образ жизни, все модели обуты в спортивную обувь, которая выглядит очень удобной, чтобы проходить весь день. Ряд луков содержат вещи с капюшонами или накидки, которые помогут приспособиться к различным погодным условиям. Выбор материалов тоже сделан в пользу комфорта и практичности. Что говорит нам о том, что Courreges, скорее всего, видит будущее как выживание. И постарается сделать его очень стильным и удобным!
Rick Owens
Наверно, наиболее экстравагантная футуристическая коллекция Парижа - это коллекция Рика Оуэнса. То, что показал нам дизайнер - это антиутопия, выраженная через моду. По словам самого Рика, его вдохновляла группа Kiss и культура ацтеков, приправленная антиутопическим немецким фильмом 1927 года "Метрополис".
Что хотел сказать дизайнер? То, что мексиканцы (наследники культуры ацтеков) находятся в положении, схожем с тем, которое было у рабов в "Метрополисе", и Рику это не нравится, так как его мать - мексиканка по происхождению. Ну и вообще угнетение какого-либо слоя населения - это нехорошо.
От своей любимой группы Kiss, Оуэнс взял общий крутой и суровый настрой и тяжёлые байкерские ботинки. В результате получилась очень выразительная коллекция со сложным смыслом. Перед нами с одной стороны внеземные богини из другой цивилизации в золотых одеждах и с ацтекскими головными уборами, а с другой - стороны футуристичные байкерши и растрёпанные устрашающие бестии. Как бы там ни было, на это стоит взглянуть!
Футуристическая мода - это увлекательное мыслительное путешествие. Однако, как показывает практика, мы редко угадываем, что будет даже через 20 лет, не говоря уже о большем сроке! Посмотрите фильмы 60ых годов о будущем, посмотрите, каким тогда представляли себе 21 век, и вы поймете, что всё вышло совсем по-другому. И тем не менее, неспособность предугадать будущее не является причиной не мечтать о нём.