Ученые - ведущие дипломаты в укреплении глобальной благожелательности.
Парадоксально, но в то время, когда столько грязных политиков и публицистов, втянутых атомной бомбой в запоздалое признание науки, пытаются использовать ее в качестве националистического оружия, сами ученые должны быть на передовой, в поисках международного сотрудничества в качестве основы для прочного мира.
Наука не знает географических границ, и ее специалисты-практики всегда выступали в качестве наших лучших послов доброй воли, причем в редких случаях им позволяли выполнять эту роль.
Доктор Ирвинг Ленгмюр, один из великанов американской науки и лауреат Нобелевской премии, в ходе приема во вторник уделил особое внимание 16 выдающимся деятелям науки, которые недавно вернулись из трехнедельного тура по России, и осветил некоторые важные моменты, противоречащие взглядам профессиональных дипломатов и ученых. Встреча состоялась в Колумбийском университете под эгидой Американо-советского научного общества.
"Перед отъездом в СССР и через определенные промежутки времени, - сказал д-р Ленгмюр, - некоторые дипломаты неоднократно предупреждали нас не пить слишком много водки, когда мы туда доберемся. - Они говорили нам, что у русских, вероятно, был скрытый мотив пригласить нас, и что, несомненно, водка заставит нас развязать наши языки и открыть наши военные тайны.
"Никто из русских не напоил нас водкой или другими пьянящими напитками. Никто не пытался вытащить из нас военные секреты. Никто не задавал мне вопросов, на которые мне было бы стыдно отвечать. Мы нашли русских ученых самыми дружелюбными. Естественно, мы обменялись вопросами и информацией, но мы не обсуждали ничего, что отдаленно приближалось бы к секретным военным вопросам".
Профессор Харлоу Шепли , выдающийся гарвардский астроном, который в ходе визита в СССР, рассказал еще одну показательную историю о необоснованных подозрениях и недоверии к россиянам, проявленном в определенных кругах.
"Медик при британском посольстве по дороге, - сказал он, - предупредил нас, - что во время нашего полета над Сибирью русские будут следить за тем, чтобы мы летали ночью и спали днем, чтобы мы ничего не видели". Метеоролог из нашей группы ответил:
" Сэр, если вы знаете не больше медицины, чем метеорология, мне жаль ваших пациентов. Дело в том, что в этом сезоне по маршруту не было ночи в Сибири".
"И мы многое видели", - добавил Шепли.
Все американские ученые были впечатлены народным энтузиазмом к науке в Советском Союзе и тем уважением, с которым ученые относятся к ней. На 220-летие Академии наук СССР, отмечавшееся во время их визита, были размещены заметки на первых полосах газет, не уступающие по значимости нашим корреспондентам из прессы, участвовавшим во Всемирной серии соревнований по бейсболу. Советский бюджет на научные исследования составляет 2 400 000 000 долларов в год в американских деньгах. Собранные труды философа XVIII века Иммануила Канта были недавно отмечены тиражом в 200 000 экземпляров. Он распродан за 92 дня. (Американский издатель говорит, что ни один издательский дом не стал бы рисковать изданием Канта объемом более 650 экземпляров).
Одно из наиболее важных замечаний на приеме было сделано д-ром Детлевом Бронком, биофизиком Пенсильванского университета.
"Политики всегда использовали ученых как инструмент, чтобы помочь им выбраться из проблем, когда надвигается национальная катастрофа. Ученые, оставаясь наедине с учеными, должны быть включены в органы, которые формулируют национальную и международную политику, а не привлекаться только тогда, когда провал политики приводит к войне".
Источник Информации газета New York NY PM Daily 24 августа 1945 года
Переведено с помощью www.DeepL.com/Translator