Найти в Дзене
Rusавто

Газ М-1 - знаменитая "Эмка"

Газ М-1 (в народе именуемая - "эмка") - советский легковой автомобиль, производившийся серийно Горьковским автомобильным заводом с 1936 по 1942 годы. Фактически он заменил Газ-А. Основой для разработки Газ М-1 (как и для Газ-А) стал американский автомобиль марки Ford. В 1933-1934 годах американцы производили 2 модели с идентичными шасси и кузовами. Отличались они двигателями - Ford Model B с четырехцилиндровым двигателем и восьмицилиндровый Ford Model 18, где 1 означает - первая модель, а 8 - количество цилиндров. Некоторые "знатоки" утверждают, что конструкторы ГАЗа заменили V8 на рядную четвёрку, но на самом деле изначально была выбрана в качестве прототипа модель с четырёхцилиндровым двигателем Ford Model B 40A Fordor Sedan 1934 модельного ряда.

Машина была доработана под наши условия эксплуатации, а многие узлы и агрегаты спроектированы фактически с нуля. По характеру изменений автомобиля конструкторы ГАЗа считали его уже своим собственным, хотя и созданным под влиянием иностранных коллег. Так,например,в подвеске применили четыре продольные рессоры вместо двух поперечных, вместо ротативных амортизаторов использовали поршневые рычажные одностороннего действия. В связи с этим рама также была изменена и усилена, а места крепления узлов передней и задней подвески спроектированы заново. Наши конструкторы полностью изменили рулевое управление и привод тормозов. Новый автомобиль стали оснащать штампованными колёсными дисками (вместо спицованных) с шинами высокого давления, с более высоким профилем, чем у Газ-А.

Двигатель Газ М-1 представлял собой модернизированный мотор Газ-А, и его стали крепить на резиновые подушки (у Ford двигатель крепился жестко к раме) для поглощения вибраций на раму и кузов. Мощность силового агрегата повысилась до 50 л.с. за счёт увеличения степени сжатия, также он получил бензонасос, масляный насос и систему смазки под давлением, насос в системе охлаждения. Появился автомат опережения зажигания, модернизированный карбюратор.

Коробка передач также подверглась модернизации. Вместо скользящих шестерён второй и третьей передачи появились шестерни постоянного зацепления с муфтой переключения. Карданная передача осталась закрытой, а карданный вал был заключен в упорную трубу.

Впервые кузов автомобиля стал цельнометаллическим (хотя изначально использовали в крыше боковой брус). Передние крылья были спроектированы заново и выглядели более гармонично, чем на Ford, лучше скрывали элементы подвески. Большая часть машин окрашивались в чёрный цвет с узкой красной полоской вдоль борта. Салон стал более комфортабельным, чем у Газ-А, а его металлические детали были отделаны под дорогие породы дерева.

Общее количество выпущенных автомобилей Газ М-1 всех модификаций превысило 80000 экземпляров и большая их часть приняла участие в Великой Отечественной войне.

"Эмка" неплохо справлялась с ролью штабного автомобиля Красной Армии, пока дело не доходило до бездорожья. Несмотря на то, что машина была адаптирована к советским дорогам, её внедорожные качества оставляли желать лучшего. Чтобы достать из грязи застрявший автомобиль, нужно было приложить немало времени и сил. Поэтому было решено на базе Газ М-1 сделать внедорожник. Выбор остановили на "Эмке", потому что армейские механики хорошо знали её устройство, и в армии было большое количество запасных частей для её ремонта. К началу Второй мировой войны были разработаны несколько моделей внедорожников на базе Газ М-1: Газ-61 - первый в мире закрытый комфортабельный внедорожник; Газ-61-416 - артиллерийский тягач; бронеавтомобиль БА-20 - но это уже история для другой статьи...

Авто
5,66 млн интересуются