Урал фактически признан столицей детской преступности в России. Такие выводы сделали сотрудники Генеральной прокуратуры. В ведомстве подвели итоги работы с начала года. Оказалось, что уральские регионы – в антилидерах. Почему так происходит, и как местному криминалу удается успешно рекрутировать молодежь в свои ряды?
Согласно обнародованным данным статистики, самый криминогенный регион в стране — Свердловская область. При этом Южный Урал практически не уступает своим соседям. Так, в Челябинской области только за восемь месяцев текущего года подростки совершили более тысячи преступлений. В рейтинг неблагополучных также попали Иркутская область, Кемерово и Пермский край.
При этом самым спокойным регионом прокуроры назвали Чечню, там с начала года подростки совершили только два преступления — в 500 раз меньше, чем на Южном Урале! Рамзан порядок держит.
Правоохранители такую криминогенную обстановку в Челябинской области связывают с масштабным наркотрафиком, который проходит через регион из Средней Азии. В воспитательных колониях страны на сегодняшний день находится около тысячи несовершеннолетних. Большинство сидят за разбой, грабеж, изнасилования и кражи.
Смычка наркотрафика с подростковой преступностью является темой вопроса нацбезопасности. Наркоденьги несут с собой на Урал угрозу терроризма, в запрещенные ячейки террористы вербуют молодежь.
Такие позиции Урала в негласном рейтинге Генпрокуратуры – увы, не случайность. В прошлые годы надзорное ведомство также анализировало ситуацию, и положение дел мало чем отличалось. Например, три года назад в пятерку регионов с наибольшим количеством совершённых подростками преступлений (из числа расследованных) попали Свердловская (2346 преступлений за год) и Челябинская (1935) области, Пермский (1894) и Красноярский (1836) края, а также Кемеровская область (1649).
По мнению юриста Сергея Ефимова, такая тяжелая ситуация на Урале отнюдь не случайна. «Я убежден, что львиная доля преступлений, которые совершают подростки, связаны с низкими доходами населения в этих регионах. У людей нет денег, многие семьи попросту влачат жалкое существование. По этой причине подростки вынуждены идти на различные преступления – разбои, грабежи, воровство. Ситуация будет лишь ухудшаться, поскольку реальные доходы населения не растут уже пять лет подряд, и дальнейшие экономические прогнозы также не внушают оптимизма. В уральских регионах жить стало очень тяжело», — пояснил эксперт.
ОПГ как социальный лифт
Подростковая преступность на Урале превращается в очень серьезную угрозу, признают эксперты. Недаром ещё в феврале секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев в ходе совещании по вопросам безопасности в УрФО в Тюмени заявил, что «тревогу вызывает сохраняющаяся в округе тенденция роста подростковой преступности».
«В 2018 году число особо тяжких противоправных деяний, совершенных несовершеннолетними, возросло практически на четверть. Значительное увеличение числа таких преступлений, более 55%, отмечается в Челябинской и Тюменской областях», сообщал Патрушев. Ранее прокурор Челябинской области Виталий Лопин говорил о 13-процентном росте подростковой преступности в 2018 году.
По словам Патрушева, почти каждый третий подросток, совершивший преступление, ранее имел криминальный опыт. Одна из причин, по его мнению, формальный подход к профилактической работе с подростками, который следует искоренять. «В профилактической работе с детьми и подростками важно усилить взаимодействие образовательных организаций и органов внутренних дел, обеспечить качественную работу школьных психологов», – заявлял секретарь Совбеза.
По мнению руководителя общественной организации «Родительское собрание» Константина Долинина, ситуация имеет тенденцию к ухудшению. «Молодежью у нас сегодня государство не занимается, зато её успешно рекрутирует в свои ряды криминал. Различным организованным преступным группам (ОПГ) это удается делать очень профессионально – они привлекают подростков под свою крышу, обещая им защиту, определенные перспективы. В итоге именно криминал сегодня становится для большой части молодежи ключевым социальным лифтом», — пояснил Долинин.
По его словам, молодежные группировки, придерживающиеся идеологии АУЕ (Арестантский Уклад Един), действуют почти в каждом российском городе. «Молодежные банды – это эффективно функционирующие системы, и государство тут ничего даже не пытается сделать. В итоге потом мы не удивляемся, почему растет преступность. У нас не стало ни бесплатных секций, ни кружков, а большинству родителей сегодня вообще не до своих детей – они заняты тем, как заработать кусок хлеба, как элементарно выжить», — резюмировал общественник.
Примечательно, что наиболее острыми проблемами детей и подростков 39% россиян считают алкоголизм и наркоманию (эта доля снизилась с 49% в 2009 году). Также, по данным ВЦИОМ, отмечается актуальность таких тем, как низкий уровень жизни семей (23%) и вопрос проведения досуга (14%). Детская и подростковая преступность сегодня беспокоит общество существенно меньше, чем несколько лет назад (15% в 2016 году против 38% в 2011 году).
Грабят и убивают
Надо признать, что подростки теперь действительно с пугающей регулярностью становятся фигурантами самых разных преступлений. Так, в Курганской области в этом году под суд пошли пятеро подростков. Их обвиняли в совершении 14 преступлений, предусмотренных ст. 112, 166, 158 Уголовного кодекса РФ «Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью», «Угон», «Кража».
По версии следствия, в течение нескольких месяцев молодые люди в составе организованной группы совершали угоны автомобилей на территории Шадринска. Всего обвиняемыми было совершено десять угонов. Один из угнанных автомобилей обвиняемые продали, из одного из них похитили аккумулятор.
Ранее в Сургуте завели уголовное дело на банду подростков. Они подозреваются в совершении разбоев и вымогательстве с применением насилия. Следователи утверждают, что схема вымогательства была придумана 16-летним обвиняемым, который вовлек в совершение преступлений трех друзей. В местных торговых центрах обвиняемые вступали в разговор со сверстниками и под надуманными предлогами, высказывая угрозы, применяя насилие, вымогали деньги. После таких встреч, как правило, вымогательство продолжалось в социальных сетях и через sms, куда потерпевшим продолжали поступать угрозы.
В прошлом году в Свердловской области четверым подросткам в возрасте от 14 до 16 лет предъявили обвинение в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью инвалиду, повлекшему за собой смерть. Один из подозреваемых ранее имел судимость. По данным судебно-медицинской экспертизы, пострадавший скончался из-за черепно-мозговой травмы.