Найти тему
Мозайка жизни

Эстетика помогает науке делать новые открытия.

Оглавление

Эстетика (от греч. Aisthetikos – имеющий отношение к чувственному восприятию) – философское учение о сущности и формах прекрасного в искусстве, в природе и в жизни. Традиционное понимание эстетического сводилось к категории прекрасного, что объясняет направленность традиционной эстетики на художественное творчество, искусство. Сам термин ввел в употребление немецкий философ Александр Баумгартен в 1750. У него этим термином обозначена наука о низшем уровне познания – чувственном познании, в отличие от высшего – логики. Фактически, естественные и точные науки и эстетика, во время ее появления как самостоятельной науки, считались антагонистами в восприятии по отдельности: Если логические суждения покоятся на ясных отчетливых представлениях, то чувственные (эстетические) – на смутных. Эстетические суждения предшествуют логическим: их предмет – прекрасное, а предмет логических суждений – истина.

-2

Однако, уже в 1931 году издана книга В.М. Волькенштейна «Опыт современной эстетики», основная идея которой заключалась в универсальном широком представлении о красоте. Предметом эстетического восприятия оказываются и природа, и все виды человеческой деятельности, в том числе наука в совокупности, техника, спорт (в частности, шахматы), и само поведение человека, поскольку этика неразрывно связана с эстетикой. Как наука, эстетика всесторонне исследует свой предмет и тем самым показывает место, роль и значимость эстетического опыта в жизни человека и общества.

-3

Научная деятельность всегда в большей или меньшей степени связана с эстетическим переживанием. При оценке значимости исследования прагматическое значение имеет эстетика. Наука и эстетика есть коллектив, благодаря которому результаты научного творчества реализуют сведение сложности к простоте.

-4

То есть в общем понимании, научное творчество эстетично в тех случаях, когда труды научные доказаны и обоснованы кратко и доступно с максимально возможным упором на визуализацию, поскольку так достигается максимальная эффективность восприятия информации.

-5

Просто о сложном

Трудных наук нет, есть только трудные изложения. А. И. Герцен

Окружающий мир полон сложных процессов и механизмов. Задача науки заключается в создании их минимальной программы – в создании упрощенной систематизированной структуры.

-6

Упрощение, эстетически верное и необходимое в науке, не может быть применимо в искусстве, поскольку предполагает отсечение излишней информации. Ярким примером проявления эстетики в науке с ракурса сведѐния сложного к простому является открытие Д.И. Менделеевым периодического закона, который ныне прослеживается во многих явлениях и значительно упрощает понимание жизни и законов в целом.

-7

Следует отметить, что эстетическая ценность любой теории исчезает в тот момент, когда теория перестает быть исчерпывающий.

-8

Краткость изложения

Наука есть производство максимального количества информации при минимальной затрате энергии. Эдуард О. Уилсон
Злоупотребление научным языком превращает в на­уку слов то, что должно быть наукой фактов. Ж. Кондорсе

Научная речь специфична на столько, что она часто выносится как особый язык. Стилю речи в научных трудах отводится особое внимание, поскольку это есть средство коммуникации, передачи опыта и знаний. Эстетически ценной научная речь является в том случае, когда проблема и ее решение описаны кратко, но полно, развернуто, но в самой сути ее. Многие авторы также пренебрегают соблюдением целостности структуры текста, усложняя его восприятие и тем самым нарушая основное правило эстетичности научного творчества – просто о сложном. По этим причинам можно выделить две группы научных трудов: труды, с которыми есть желание ознакомиться и труды, которые изучать приходится. Исходя из сказанного, оптимальным вариантом является сведение и градация пласта информации в кластеры или таблицы в целях сохранения эстетичности научной мысли.

-9

Наглядность

Наука заключается в такой группировке фактов, которая позволяет выводить на основании их общие за­коны или заключения. Ч. Дарвин
Все, чего нельзя выразить в цифрах, – не наука, а просто мнение.
Роберт Хайнлайн

Язык науки – факты. Фактами также образована та часть научной деятельности, определяющей главным образом ее честность: по отношению к читающим и исполнителям. Все что мы можем доказать - правда.

-10

То, чем мы можем доказать – результаты, выходные данные, имеющие определенную иерархию, создающие понятийную картину удобную для восприятия. На данный момент, наглядность в научных трудах является эстетически ценным способом подачи результатов, полученных в ходе исследований. И чем больше схематических решений, в которых отображены результаты, тем выше эстетическое качество научной работы, и тем больше доверия к ученому.

Информацию – людям!

Наука есть достояние общее, а потому справедли­вость требует не тому отдать наибольшую научную славу, кто первый высказал известную истину, а тому, кто сумел убедить в ней других, показал ее достоверность и сделал ее применимою в науке. Д. И. Менделеев

Продолжая тему обоснованности, правдивости науки и научных исследований, справедливо отметить не только эстетическую ценность воспроизводимых результатов, но и изображение их достижения. Ведь для того, чтобы убедить кого-либо в том, что это работает, необходимо показать, что это работает. В настоящее время стало популярным фиксировать непосредственно стадии проводимого эксперимента и включать их в научные труды, тем самым значительно повышая их эстетическую значимость. Также выполняются такие важные условия как: наглядность и доступность восприятия.

-11

Эстетическая деятельность (эстетические компоненты деятельности) присущи в той или иной мере каждому человеку в любом виде деятельности. Труд, направленный на удовлетворение материальных и духовных потребностей, становится истинно человеческим, когда он сам превращается в потребность, свободное удовлетворение которой доставляет человеку наслаждение, подобное тому, какое испытывает художник, создавая произведение искусства. Таким образом, эстетика имеет непосредственное отношение к методологии науки как учения об организации научной деятельности, являясь одним из ее оснований.

-12