Найти тему

Зачем Украине «принудительная» морская граница с Россией?

Украинские власти в очередной раз озаботились вопросом установления границы с Россией в Черном и Азовском морях, причём не просто так, а в принудительном порядке. В сообщении пресс-службы государственного учреждения «Госгидрография» говорится о том, что определение государственной границы на основании международного права – ни много ни мало «ключевой вопрос» национальной безопасности и обороны. Без его решения Украина никогда не сможет «полноценно осуществлять свой суверенитет» в территориальных водах, включая добычу природных ресурсов в пределах исключительной (морской) экономической зоны и/или континентального шельфа.

Украинские гидрографы напомнили о том, что российско-украинским договором 2003 года о государственной границе морские рубежи установлены не были. Проблема актуализировалась в 2014 году после государственного переворота в Киеве и мартовского референдума о воссоединении Крыма с Россией. В бытность президентом Петра Порошенко украинские власти спровоцировали в Керченском проливе несколько инцидентов, наиболее крупный из которых (в ноябре 2018 года) увенчался задержанием украинских моряков и их последующим освобождением. Вот и на этот раз, эксперты предполагают, что Киев и дальне будет пытаться безрезультатно «принудить» Москву к началу переговорного процесса по демаркации морской границы с привлечением международных экспертов, отрицающих российскую принадлежность Крыма.

«На сегодня Россия вряд добровольно подпишет соглашение о делимитации с Украиной, но письменные выводы международной комиссии по делимитации будут иметь очень серьезное политическое и дипломатическое значение, а также будут базисом для заключения в будущем соответствующего соглашения о делимитации морской границы между Украиной и РФ»,

– уверен первый заместитель начальника Госгидрографии Богдан Устименко. Его сомнения более чем обоснованы, ибо в 2014 году государственные границы в регионе изменились, и Украина утратила право на свободный переход Керченского пролива. Однако в Киеве с этим не согласны и, вне всякого сомнения, начнут гипотетические переговоры с требования права свободного прохода в Азовское море и обратно. После этого переговоры закончатся не начавшись, так зачем же весь этот сыр-бор? Конечно, можно стучаться в Гаагский суд или поговорить о создании специальной международной комиссии, которая, дескать, «будет иметь серьезное политическое и дипломатическое значение». Собственно, разговоры уже начались. Проще говоря, можно попытаться оказать давление на Россию, сфабриковав поводы, необходимые для введения новых санкций.

В условиях сильной усталости западных партнёров от конфликта на Донбассе очередной скандал, теперь уже вокруг Крыма, «взбодрит» Америку и Европу, не признающих его российскую принадлежность. Так, видимо, полагают горячие аналитические головы не только в Киеве, но и в Вашингтоне. Случайно или нет, но в первых числах октября достоянием общественности стал американский план по «сдерживанию» России на Черном море, подготовленный небезызвестной RAND Corporation. Среди предлагаемых мер – расширение военных возможностей Украины и Грузии. Как известно, западные партнёры сильно обеспокоены усилением группировки Вооружённых Сил России на территории полуострова. В числе рекомендаций американских экспертов – развёртывание в Болгарии и Румынии систем ПВО и ракетных комплексов в целях противодействия мифической «российской угрозе». А её призрак можно попытаться раздуть из любого, пусть даже мелкого инцидента в Чёрном или Азовском морях, либо же в соединяющем их Керченском проливе. А там, глядишь, и коррупционные скандалы вокруг Байдена и его сына, либо же вокруг поставок оружия на Украину отойдут на второй план…

В заключение отметим: несмотря на то, что бизнесмена Порошенко в кресле украинского президента сменил актёр комедийного жанра Владимир Зеленский, многое осталось по-прежнему.