Найти в Дзене
IPolitics

Как документалистика влияет на социализацию молодежи часть 2

Оглавление

Документалистика зачастую не ограничивается интересами к социально-политическим темам исключительно в пределах своей страны. Проблемы постсоветской России были затронуты и некоторыми зарубежными документалистами. Иллюстрацию произошедших постсоветских изменений в обществе,  именуемых «ельциновским» периодом,  можно рассматривать в кинокартине «Царь Борис» британского документалиста Пола Митчела, снятый при поддержке BBC.

Документальный фильм высказывает нейтральную позицию к какой-либо власти в целом, он рассказывает о первом президенте России Борисе Ельцине, о наиболее значимых событиях происходящих до 1997 года, включая события 1993 года и первую чеченскую кампанию.  В фильме высказывают свою точку зрения на происходящие события реальные участники и руководители страны того времени. Ельцин, Хазбулатов, Горбачёв, Коржаков, Гусинский, Березовский, Гайдар, а также другие участники и очевидцы происходящего; рассказывают о своих действиях или бездействии. На наш взгляд, характерной особенностью данного документального фильма является отсутствие строго сформированного сюжета режиссером. Дается набор неких альтернатив, сформулированных самими участниками того «ельциновского» периода, из которых молодое поколение формирует собственное видение политической картины России.

К наиболее затрагиваемым документалистикой темам современной России, относятся:


• 2000 год – избрание В.В. Путина Президентом Российской Федерации (О.Стоун «Путин»).
• 2004 год –  второй срок В.В. Путина. Захват заложников в Беслане (Т. Кусков «Беслан. Бесконечность...»).
• 2008 год – избрание Медведева. Война в Южной Осетии («Война 08.08.08. Искусство предательства», «Хроники грузинского августа»).
• 2014 год –  XXII Зимние Олимпийские игры. Подписание договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии Республики Крым в состав России (А. Кондрашов «Крым. Путь на родину» и другие).

Межнациональные конфликты – это еще одна тема российского документального кинематографа.

Так, большое количество фильмов было посвящено грузино-осетинскому конфликту, трагедии осетинского народа, ставшего жертвой грузинской агрессии. Популярным стал фильм режиссера Юрий Хащеватского «Лоботомия»; защитникам Цхинвала посвящен известный фильм Султана Цориева «Южная Осетия – над пропастью в крови», Этот межнациональный мировой конфликт получил огромный общественный резонанс. Для молодого поколения возникла трудность в определении, кто в этом конфликте являлся агрессором. Новостные выпуски телевизионных передач, многочисленные репортажи, громкие заголовки печатных статей, обращения официальных лиц к гражданам – все это оказывало огромное информационное давление на население.

Photo by Laura Lee Moreau on Unsplash                                               https://images.unsplash.com/photo-1424223022789-26fd8f34bba2?ixlib=rb-1.2.1&ixid=eyJhcHBfaWQiOjEyMDd9&auto=format&fit=crop&w=750&q=80
Photo by Laura Lee Moreau on Unsplash https://images.unsplash.com/photo-1424223022789-26fd8f34bba2?ixlib=rb-1.2.1&ixid=eyJhcHBfaWQiOjEyMDd9&auto=format&fit=crop&w=750&q=80

На основании поднятых политических тем в нашем исследовании, можно отметить, что немалая группа молодых людей аполитична и не часто обращается к анализу политических процессов (в рамках просмотра политических новостей по телевидению, в периодической печати и Интернет-ресурсах и других). К тенденциям влияния на восприятие политических событий следует отнести: мнения и убеждения родителей, друзей, окружения как авторитетная степень информированности, которая транслируется до момента формирования индивидом собственной позиции; СМИ и документальные фильмы с идеологическим подтекстом как трансляторы определенной политической точки зрения.

Данные опроса Фонда Общественного Мнения на тему «Интерес молодежи к политике» показывают, что для молодежи акцент общественности сместился на негативные факторы, связанные с происходившими в стране социально-экономическими процессами.

Это на наш взгляд, и обусловило современные политические ориентации молодежи, выраженные в форме политической апатии и разочарованности в отношении возможности влияния на политический процесс индивидуального политического мнения. Таким образом, проблемы современного социума всегда рассматриваются в документальном кинематографе, поскольку документалистика всегда делает попытки отражения реальной жизнь общества с проходящими в нем изменениями и явлениями. Несмотря на столь сложный процесс формирования политической социализации в условиях постоянно меняющейся политической ситуации и частой смены политических ценностей и идеалов в обществе, определенные политические ценности все же остаются неизменными.