Посмотрел вчера Джокера образца 2019 года. Перед просмотром поражало обилие рецензий, написанных как под копирку “дать Оскара”. Было принято решение пойти, чтобы не нахвататься спойлеров. Начнем с вводных.
Все началось с трилогии о Бэтмене. Роскошные фильмы Нолана завораживали, и побивали рекорд за рекордом. В то время у Марвел был только выстрел в лужу с Халком. Но в 2008 вышел Железный человек, который отличался от всего супергеройского кино как яркий солнечный день на Кипре от промозглого октября в Петербурге. С тех пор DC были в догоняющих. В 2017 году было понятно в штаб квартире DC что соревноваться с Marvel на их поле не выходит от слова никак. На тот момент еще не прогремели ни Война бесконечности, ни Финал, который в 2019 году однозначно забил последний гвоздь в крышку гроба DC. Хотя лично мне очень понравились новый Супермен и Бэтмен, публика встретила их мягко выражаясь очень спокойно.Если вспоминать эти фильмы, то они были намного более мрачные, чем конкуренты. Темные цвета, спившийся Бэтмен который отступил от своих идеалов. Герои были намного более человечными, и я был восхищен Бетменом против Супермена и “На заре справедливости”). Но для того, чтобы не быть хуже конкурентов, этого было не достаточно.
На википедии (https://en.wikipedia.org/wiki/Joker_(2019_film)) утверждается, что Джокера снимали с сентября по октябрь 2018 года. Сентябрь это 5 месяцев спустя премьеры Войны Бесконечности. А в сентябре 2019 он уже был на экранах. Все это указывает не то, что принимали решение снять фильм в спешке. В DC не знали как противостоять Войне бесконечности. Не хочу даже думать что они чувствовали, когда социальные сети в течении целого года переполнились мемами с Таносом и другими персонажами Мстителей. В тот момент когда DC могла похвастаться мемами про Чудо-Женщину, связанные скорее с ее позицией по борьбе за равноправие, нежели с киновселенной.
И в DC решили рискнуть. В кратчайшие сроки было решено дать зеленый свет относительно “дешевому” фильму про Джокера. Не привлекая актеров первой величины. Не делая ставку на спецэффекты. Пытаясь дотянуться до аудитории, еще не познавших всю завлекательную мощь Мстителей.
Если говорить смотря правде в глаза, очень странно были переосмыслены некоторые моменты. Джокеру за 40, Брюсу лет 10. Если он пропадет на 20 лет из Готэма, то вернется когда Джокеру 60. Во всей вселенной DC о происхождении Джокера никто толком ничего не знает, но здесь узнать о нем все не представляет труда. В угоду современным веяниям в городе есть проблема мусора. В городе, кишащим преступниками, разрешили пронести ненормальному пистолет на телевиденье? Сценарий переписывали во время съемок, сильно ли углубляют сценарий постоянные изменения туды-сюды? Оставался всего один возможный шаг который не стесняются применять горе-фильммейкеры. И они взяли на вооружение принцип “если в сценарии что-то не сходится, это не косяк, это фишка”. Вместо внятного объяснения действий мы будем 5 минут показывать крупным планом лицо главного героя. Вместо раскрытия сюжетных линий мы будем о них забывать. В какой то мере это напоминает современное искусство в самом его дурном проявлении. И судя по всему, в этом витке вселенной DC (если он сможет пойти дальше) Харли Квин будет афро-американкой.
Местный Готэм даже не пытается скрыть что он Нью Йорк. Фильм отсылает больше не в мрачный готический мегаполис, а в модный нынче сеттинг 80ых. Это при том, что в самом Нью Йорке есть места где можно снять Готэм.
Удивительно, но фильм при всей своей попытки казаться за авторским кино не стесняется использовать приемы съемок блокбастеров. Во всю снимается “с рук”, но освещение сверх грамотное освещение. Визуальные акценты операторской работы явно утверждают, что это вам никакое не авторское кино. Если любители авторского кино клюнут на эту наживку, то это означает что DC может завлечь в свои сети людей, которые раньше не рассматривали такие фильмы как достойные внимания. И сместить с пъедистала Марвел.
Но для этого придется еще очень хорошо потрудится. Так как после просмотра уже на следующий день не вспомнить не одной мелодии или песни из фильма. При это уже с первых секунд главной темы Мстителей или Hooked on Feelings сразу вспомнится соответствующий фильм. И это не вопросы к бюджету, это вопросы к проработке фильма. А если продолжать каждые пару лет панически менять актеров на ключевых ролях, то ни о какой конкуренции быть не может и речи.