Найти тему
IPolitics

Методы и технологии воздействия пропаганды в условиях психологической войны

Оглавление

Методы и технологии пропаганды получили мощное развитие в течение ХХ века. Пропаганда, обладающая большим арсеналом методов и технологий, стимулирует социально-политическую активность граждан, указывая им конкретные направления и задачи деятельности, подсказывая пути и средства решения проблем, стоящих перед ними. Методы пропаганды не всегда имеют целью полностью изменить существующую в сознании граждан мысль, а в большинстве случаев - скорректировать ее в нужном направлении, сформировать определенные установки. Политическая пропаганда действенна тогда, когда ее приемы является не случайными, а систематическими. Трудно найти любой другой инструмент убеждения или внушения, сравняется с пропагандой по эффективности закрепления в сознании определенных взглядов и идей.

Большинство исследователей, занимающихся изучением этой проблемы, выдвигают собственные списки методов пропаганды и средства их анализа, каждый акцентирует внимание на определенном аспекте, не исчерпывает сути вопроса.

Часто методы политической пропаганды используются наряду с методами манипулирования, убеждения, поскольку эти способы влияния на установки граждан взаимосвязаны и переходят друг в друга, особенно, когда применяются сложные многоуровневые приемы.

Разнообразие подходов к анализу методов пропаганды не способствует формированию единой классификации, которая давала описание всех существующих и возможных методов. Поэтому задачей, может быть реализовано в этой сфере исследования общей структуры методов пропаганды, выявление тенденций их направленности на установки граждан, а также проблема взаимосвязи различных методов при воздействии на общественное сознание.

Тема методов пропаганды в ХХ веке не оставалась без внимания мирового научного сообщества. Еще в 30-х годах Л.Дуб вместе со своими коллегами в Институте анализа пропаганды (США) занимался системным изучением методов пропаганды. Этому вопросу посвятили свои научные работы такие западные ученые, как Х. Баус, Г. Лассуэлл, С.Московичи, В. Росс В. Шрамм. В новейший период методы пропаганды исследовались Е.Аронсон, Дж. Браун, Л. Войтасик, Г. Джоветом и другими.

Советские ученые также исследовали методы, которыми пользуются пропагандисты, среди них стоит отметить Я. М. Засурського, М. И. Скуленка А.Г. Соломоника, В. А. Шандру.

Общие требования к использованию методов пропаганды приводит А.Г.Соломоник. Среди них, он выделяет:

1) масштабность тем политической пропаганды, которая нуждается в тщательном отборе материалов, а сама композиция действий - четкости;

2) если целевая аудитория широкая, то стоит отработать стиль сообщений, чтобы он убеждал различные группы людей;

3) важно продумать эмоциональный план сообщений, чтобы максимально воздействовать на чувства аудитории.

Условия, влияющие на процессы изменения политических установок исследовал В.Шрамм.

Он описывал их так:

1) для трансформации установок реципиенту необходимо подсказать направленность и содержание этого изменения;

2) успешность изменения установки будет напрямую зависеть от того, насколько новое мнение соответствует потребностям и мотивам реципиента

3) изменение установок будет более устойчивой, если окружающая человека действительность, подтверждает содержание воспринятой информации;

4) эффективность процесса изменения установок повысится, если пропагандистское воздействие подкрепить другими социальными влияниями.

https://pandoraopen.ru/wp-content/uploads/thumbs/800x600/2282d04c03cd8456d417cf825850e345.jpg
https://pandoraopen.ru/wp-content/uploads/thumbs/800x600/2282d04c03cd8456d417cf825850e345.jpg

Итак, установки всегда связаны с системой ценностей человека и имеют устойчивый характер.

В 1945 году, когда закончилась Великая Отечественная война, стало ясно, что военными путями разрешить назревшее на тот момент столкновение капитализма и социализма считалось невозможным. Тогда противниками социализма было принято решение – начать психологическую войну, воздействую на общественное сознание советских граждан в духовной сфере. Так психологическая война, переросшая в «Холодную войну», была начата с целью достижения от Советского союза всех тех требований, которые не удалось достичь путем столкновения Германии и СССР. «В директивной программе «Американского легиона утверждалось, что необходимость в психологической войне против мирового коммунизма была продиктована национальными интересами США и всего свободного мира».

Таким образом, психологическая война преобразовалась в своего рода систему подрыва социалистических идей, взглядов общественного советского сознания, путем подрывных идеологических воздействий империализма.

Материал подготовлен на основе анализа следующих источников: Политические коммуникации / Под ред. А.И.Соловьева. – М., 2004. – С.110; Соломоник А.Г. Методы устной пропаганды. – М., 1972. – С.18.; Schramm W. The Nature and Behavior of Attitudes. – In: The Process and Effects of Mass Communication. – Urbana, 1954. – Р.209–214.