Знал ли Лев Николаевич Толстой, о том, что комедия, написанная для домашнего театра, и через сто лет окажется злободневной. И не просто злободневной, а остро актуальной!
Действительно, чем тревожнее времена, тем активнее поднимаются оккультисты, медиумы, религиозные фанаты, экстрасенсы, сатанисты, саи-бабисты, приверженцы Христа и ОШО. И уже открываются тренинги по открытию третьего глаза, массажа наружного и внутреннего, хиромантии, нумерологии и прочая, и прочая.
К чему все это? А к тому, что посмотрела спектакль театра Маяковского «Плоды просвещения», спасибо за приглашение Татьяне Аугшкап. Вот-вот! Это – как раз о том, что чрезмерная приверженность оккультным наукам, возведенная в абсолют, делает людей не только смешными, но и зависимыми.
В двух словах напомню фабулу. Действие пьесы происходит в конце XIX века, основной сюжетной линией оказывается выкуп земли крестьянами у барина на выгодных им условиях. Звучит скучно. Но суть конфликта в том, что заинтересованные лица используют склонность барина к спиритуализму и в результате добиваются своего.
Поставленный по всем законам сценического искусства, он соблюдает все условности театра, но избегает скучной буквальности. Как создателям спектакля удается совместить традиционный подход с ненавязчивой новизной, не смещая акцентов и соблюдая баланс? Для зрителя это равновесие между традицией и новаторством начинается от декораций, где действие разворачивается возле, на, под и над гигантским, почти во всю сцену, столом – мы ведь помним об эксцентричных пристрастиях хозяина дома. В сценическое пространство вмещена и атрибутика, отсылающая участников действия на сто лет назад – резная мебель, лампы и другие детали интерьера дают ощущение исторической достоверности. Но театр есть театр, и о бытовых подробностях забываешь едва ли не с первой реплики, ведь перед зрителем – значительные актеры, умеющие передать смысл образов, далеко не всегда прописанный автором драматического произведения. Хозяин дома, романтический идеалист Звездинцев в исполнении Игоря Костолевского в изначальном скрытом конфликте с супругой Анной Павловной, напряженной истеричной особой, блистательно сыгранной Татьяной Аугшкап. Добавляют драматизма их взрослые дети. А уж появление на сцене трио мужичков, желающих купить у барина землю, закручивает интригу. И довести эту интригу до благополучного разрешения может, конечно, ловкая горничная. И автор, и зритель прекрасно помнят, какими предприимчивыми бывают служанки и слуги, камердинеры, дуэньи. Один лишь плутоватый цирюльник чего стоит! Вот и в «Плодах просвещения» горничная оказывается едва ли не центральной фигурой, хитро дергая своего барина за ниточки его страсти к спиритизму, которым были повально увлечены представители высших сословий на рубеже XIX и XX веков.
Значительными оказываются в спектакле эпизодические персонажи. Как выразительна кухарка в исполнении Светланы Немоляевой! А ее друг бывший повар, которому Толстой дает лишь пару бессвязных реплик, весьма выразителен в своих невербальных проявлениях. Надо сказать, что спектакль насыщен действующими лицами и густонаселен, но каждый из персонажей полон индивидуальности, ярок и имеет историю за пределами сцены.
Что-то я увлеклась…
Меняются времена и гаджеты, но пристрастие к эзотерике и оккультным наукам, подогреваемое современным ТВ, вновь вышло на видимое пространство. И вот мы ежедневно читаем гороскопы, поскольку теряем уверенность в завтрашней стабильности, и думаем, не обратиться ли к тарологу за ответом на свои вопросы. Самые смелые готовы вызывать духов. Духи знают все!
А что это я, собственно, иронизирую? Природа реальности тесно смыкается с нематериальным миром. Пойду-ка почитаю Блаватскую, что ли… Или, может, Толстого Льва Николаевича?
И да! Ходите в театр, господа! Он позволяет взглянуть на многие вещи с саркастической отстраненностью. А это очень полезно.
Знал ли Лев Николаевич Толстой, о том, что комедия, написанная для домашнего театра, и через сто лет окажется злободневной. И не просто злободневной, а остро актуальной!
Действительно, чем тревожнее времена, тем активнее поднимаются оккультисты, медиумы, религиозные фанаты, экстрасенсы, сатанисты, саи-бабисты, приверженцы Христа и ОШО. И уже открываются тренинги по открытию третьего глаза, массажа наружного и внутреннего, хиромантии, нумерологии и прочая, и прочая.
К чему все это? А к тому, что посмотрела спектакль театра Маяковского «Плоды просвещения», спасибо за приглашение Татьяне Аугшкап. Вот-вот! Это – как раз о том, что чрезмерная приверженность оккультным наукам, возведенная в абсолют, делает людей не только смешными, но и зависимыми.
В двух словах напомню фабулу. Действие пьесы происходит в конце XIX века, основной сюжетной линией оказывается выкуп земли крестьянами у барина на выгодных им условиях. Звучит скучно. Но суть конфликта в том, что заинтересованные лица используют склонность барина к спиритуализму и в результате добиваются своего.
Поставленный по всем законам сценического искусства, он соблюдает все условности театра, но избегает скучной буквальности. Как создателям спектакля удается совместить традиционный подход с ненавязчивой новизной, не смещая акцентов и соблюдая баланс? Для зрителя это равновесие между традицией и новаторством начинается от декораций, где действие разворачивается возле, на, под и над гигантским, почти во всю сцену, столом – мы ведь помним об эксцентричных пристрастиях хозяина дома. В сценическое пространство вмещена и атрибутика, отсылающая участников действия на сто лет назад – резная мебель, лампы и другие детали интерьера дают ощущение исторической достоверности. Но театр есть театр, и о бытовых подробностях забываешь едва ли не с первой реплики, ведь перед зрителем – значительные актеры, умеющие передать смысл образов, далеко не всегда прописанный автором драматического произведения. Хозяин дома, романтический идеалист Звездинцев в исполнении Игоря Костолевского в изначальном скрытом конфликте с супругой Анной Павловной, напряженной истеричной особой, блистательно сыгранной Татьяной Аугшкап. Добавляют драматизма их взрослые дети. А уж появление на сцене трио мужичков, желающих купить у барина землю, закручивает интригу. И довести эту интригу до благополучного разрешения может, конечно, ловкая горничная. И автор, и зритель прекрасно помнят, какими предприимчивыми бывают служанки и слуги, камердинеры, дуэньи. Один лишь плутоватый цирюльник чего стоит! Вот и в «Плодах просвещения» горничная оказывается едва ли не центральной фигурой, хитро дергая своего барина за ниточки его страсти к спиритизму, которым были повально увлечены представители высших сословий на рубеже XIX и XX веков.
Значительными оказываются в спектакле эпизодические персонажи. Как выразительна кухарка в исполнении Светланы Немоляевой! А ее друг бывший повар, которому Толстой дает лишь пару бессвязных реплик, весьма выразителен в своих невербальных проявлениях. Надо сказать, что спектакль насыщен действующими лицами и густонаселен, но каждый из персонажей полон индивидуальности, ярок и имеет историю за пределами сцены.
Что-то я увлеклась…
Меняются времена и гаджеты, но пристрастие к эзотерике и оккультным наукам, подогреваемое современным ТВ, вновь вышло на видимое пространство. И вот мы ежедневно читаем гороскопы, поскольку теряем уверенность в завтрашней стабильности, и думаем, не обратиться ли к тарологу за ответом на свои вопросы. Самые смелые готовы вызывать духов. Духи знают все!
А что это я, собственно, иронизирую? Природа реальности тесно смыкается с нематериальным миром. Пойду-ка почитаю Блаватскую, что ли… Или, может, Толстого Льва Николаевича?
И да! Ходите в театр, господа! Он позволяет взглянуть на многие вещи с саркастической отстраненностью. А это очень полезно.
Ваша Людмила ХАРСУН
Кадр из зрительного зала. Всегда интересно наблюдать за публикой.
Кадр из зрительного зала. Всегда интересно наблюдать за публикой.