В прейскуранте цен на елочные украшения от 1938 года есть елочная игрушка - «Станция Северный полюс».
В 1937 года была построена первая в мире дрейфующая научно-исследовательская станция «Северный полюс» (Северный полюс-1). Экспедицию в составе 4-х человек возглавлял Иван Дмитриевич Папанин, так же в команде были: метеоролог и геофизик Евгений Фёдоров, радист Эрнст Кренкель, гидробиолог и океанограф Пётр Ширшов.
Высадка экспедиции на лёд была осуществлена в марте, тогда размер льдины составлял 3*5 км, а толщина - 3 м. Станция дрейфовала 274 дня на юг, и была вынесена в Гренландское море, за это время полярники проплыли более 2000 км.
На протяжении всего дрейфа льдина постоянно уменьшалась. В феврале 1938 года полярники прислали телеграмму: «В результате шестидневного шторма в 8 утра 1 февраля в районе станции поле разорвало трещинами от полкилометра до пяти. Находимся на обломке поля длиной 300, шириной 200 метров. Отрезаны две базы, также технический склад… Наметилась трещина под жилой палаткой. Будем переселяться в снежный дом. Координаты сообщу дополнительно сегодня; в случае обрыва связи просим не беспокоиться».
На спасение четвёрки были направлены: самолёт лётчика Власова, пароход «Мурманец», затем «Мурман» и ледокол «Таймыр». Последние два и сняли папанинцев с льдины.
Этот научный подвиг был запечатлён в 1938 г. в новогодней игрушке.
А вот фото игрушки, сохранившейся до нашего времени
Последняя советская дрейфующая станция «Северный полюс - 31» закончила свою работу в 1991 году. В 2003 году проект был возобновлен, и вновь заморожен в 2013 году.
При попытке спасти участников экспедиции погиб советский дирижабль – рекордсмен СССР- B6 («Осоавиахим»). Он тоже занимал почетное место на советской елке, но об этом я расскажу в следующий раз.