Найти тему
Война и Мир

Эволюция конфликтов. Часть 1.

Серьезное изучение конфликта как объективно существующего социального явления стало возможным лишь с выделением социологии в самостоятельную науку. Однако тема противостояния интересов, несовместимости целей, представлений и принципов в отношениях между людьми и человеческими коллективами является одной из центральных в политико-философском, юридическом и историческом наследии человечества. Подавляющее большинство сюжетов дошедших до нас источников — от исторических анекдотов до философских трактатов о смысле жизни — пронизаны описанием и осмыслением конфликтных взаимоотношений.

https://cdn.pixabay.com/photo/2018/12/12/20/53/soldiers-3871650_1280.jpg
https://cdn.pixabay.com/photo/2018/12/12/20/53/soldiers-3871650_1280.jpg
Говоря о макросоциальных конфликтах, в первую очередь, политических, следует признать, что использование вооруженной силы тысячелетиями являлось их самой распространенной формой и наиболее естественным способом разрешения. Именно поэтому в большинстве исследований конфликтов в «досоциологический» период содержались рассуждения о причинах и последствиях войн, способах их ведения и предотвращения, предлагались пути установления долгосрочного мира.

Философы, историки, юристы, политические деятели и военные теоретики в рамках своих исторических эпох под влиянием собственных религиозных, национальных классовых и личностных особенностей каждый раз заново «открывали» для себя и человечества те или иные стороны конфликтных взаимоотношений между империями, полисами, народами или государствами.

Ни одной из существующих или исчезнувших цивилизаций не удалось состояться без того, чтобы война не стала одним из ведущих способов создания или переустройства общественных отношений и политического развития. Соответственно, рассуждения о причинах, порождающих войны способах их ведения, справедливых и несправедливых причинах для развязывания вооруженных конфликтов встречаются в памятниках политической мысли со времен древнейших цивилизаций и государств Древнего Востока. Мысли о справедливости и необходимом для мудрого правителя умении предотвращать войны содержатся в древнеиндийских трактатах «Законы Ману», «Бхагавадгита». Широко известны дошедшие до нас древнекитайские сочинения Сунь Цзы «О войне и мире», труды Мо Цзы (479 - 400 до н.э.), Мэн Цзы (ок. 372 - 289 до н.э.) и другие. Вместе с тем, предпосылки для появления рациональных оснований в изучении войн на протяжении веков складывались в условиях европейской истории и западных интеллектуальных традиций.

Греко - римская культурная традиция оставила фундаментальное наследие во всех областях знания. Парадоксальным образом это в наименьшей степени касается анализа международных отношений. Права и обязанности граждан, как по отношению друг к другу, так и по отношению к государству, были четко и строго регулируемы. Однако взаимоотношения между народами не интересовали ни философа, ни законодателя, Тем не менее, путем сравнительного анализа разнообразных источников, современным исследователям удалось сформировать представление о мнениях древних греков по различным аспектам международных отношений международных конфликтов, как их основной составлявшей. Более того, при сравнении греческой и римской традиций, удалось выявить различия в их понимании сущности войн и конфликтов Античного мира, основанном на нюансах этических, юридических и культурологических интерпретаций отношений между народами.

Древнейшим письменным источником, отражающим понимание международного конфликта древними греками, является «Илиада» Гомера (VIII в. до н. э.). Разумеется, обращаясь к Гомеру, нужно отдавать себе отчет в том, что перед нами миф, а не исторический документ. Однако это не мешает сделать некоторые выводы, в первую очередь, в отношении морально - этических установок участников войн той эпохи и характера протекания конфликтов. Троянская война представляет собой причудливое смешение подвигов героев и проделок богов. В мире, где уподобленные людям боги непосредственно вмешиваются в человеческую жизнь, отпадает необходимость в земных установлениях и законах. Именно поэтому основным мотивом, движущей силой самого конфликта и поведения его участников являются их страсти и желания, вступающие в противоречия с общепризнанными (но не имеющими статуса писанного закона) представлениями о воинской доблести и обостренным чувством чести. Осада Трои предстает перед нами как чреда подвигов отдельных героев, а не закономерный эпизод или соответствующий этап развития Троянской войны, где каждая из сторон разрабатывает четкую стратегию ведения борьбы и производит тактические расчеты. В мифо-политическом мире Гомера конфликт предстает оправданной и часто управляемой богами борьбой героев, оказавшихся (волею тех же богов, а так же собственных вожделений и представлений о чести) в одно время в одном месте. Это конфликт без отрицательных героев, где нет места трудно разрешимым вопросам личной или общественной морали, а мир гомеровского мифа становится «быть может, самым современным, убедительным и, в определенном смысле, самым реальным из всех мифов, когда-либо придуманных или описанных человеком».

Продолжение в следующей части.