Для меня армейская жизнь началась с не очень патриотичной, но популярной в те годы (на дворе был июнь 1987 года)песни группы Status Quo - In The Army Now. Популярность этой мелодии можно оценить по количеству русскоязычных перепевок - от самодеятельности (офицеры все и стар-ши-на нас очень часто посылают на...теперь ты в армии ну и т.п.) и до вполне профессиональных клипов. Даже группа "Любэ" исполнила ее как-то на новогоднем "Огоньке"(фото на заставке). Что-то все же есть в ней, особенно если английского не знаешь.
Именно эта вещь звучала из убитого кассетника, который принесли друзья одного из призывников к стадиону "Локомотив", откуда нас отправляли в армию. Тревожно-надрывная мелодия в сочетании с опухшими лицами компании создала незабываемую композицию. Этакий иероглиф "прощание с прошлой жизнью". Картина маслом, одно слово.
На ГСП я застал период после очередной вздрючки - нам радостно сообщили, что теперь "все по-другому" и вроде как нам сильно повезло - даже ансамбль будет. И правда был. Мы прождали его в актовом зале часа два, потом нам выдали микс из песен группы "Альфа", "Воскресенье" и еще кого-то, я меломаном никогда не был, названия не помню.
Поезд увозил нас в неизвестность под традиционное "Прощание славянки". Сила какая-то есть в этой музыке. Не сравнить с эстрадой. Мистика прямо таки. Нас в обычный купейный вагон натолкали 200 человек - по четыре сидели на полках нижних и по двое на верхних, да дышали по очереди в щелочку, но тут как-то распрямились все что ли...
Несмотря на строгости учебной части, музыкальная десятиминутка была и там. Возвращаясь с зарядки, мы строились на плацу под музыку советской эстрады -запомнился Боярский "А по ночам мне снится конь". Маленькая такая радость. Мелочь, а приятно.
В части (в/ч14024 12 ГУМО) порядки в этом смысле и вовсе были демократические. Где-то к зиме 88-го коллективными усилиями солдат (ремонт и оформление) и командования части( пробили общий план для чайной и магазина) у нас появился таки вожделенный "чипок", который раньше не открывали из-за небольшого количества личного состава.
В чайной был проигрыватель и куча пластинок -можно было включать самостоятельно. Кроме горячо любимой дагестанцами (я так и не понял почему) песни "я буду долго гнать велосипед" и аналогичных "шедевров", там можно было обнаружить зарубежную эстраду, разумеется в пределах разрешенного к выпуску в СССР. Так я открыл для себя очень красивую композицию "Summer wine", которую в 90-х именовали еще "гимном клофелинщиц". Английского я тогда не знал, так что просто запускал эту мелодию раз по пять и сидел, задумчиво глядя в даль. Молодость, что поделаешь)).
Однако, "хитом" в части стало творчество небезызвестной группы "Наутилус Помпилиус". Я эти психоделические страдания выносил с трудом, но выхода не было. Главным фанатом заумных текстов был оператор радиоточки, который транслировал с высочайшего позволения командования это все каждый день после обеда. Наши местные умники-заумники из числа студентов МИФИ также поголовно балдели( как говорили тогда "тащились") от надрывных воплей типа "шар цвета хаки", в чем нашли неожиданно взаимопонимание с лицами кавказской национальности, которые на словах "марш, марш, левой" начинали дико веселиться в своей неповторимой манере. Всегда удивлялся, о чем думал и куда смотрел начальник политотдела, очень умный мужик, когда разрешал часами крутить это вот творчество. Фильм "Новые амазонки" запретили, а это - сколько угодно. О вкусах, впрочем, не спорят. Вон даже герой Бодрова в фильме "Брат" что-то нашел в музыке той самой группы. Видимо время такое было. Искали сокровенный смысл там, где его быть не могло.
До того, как фанаты "Наутилуса" окончательно победили в медийном пространстве нашей отдельно взятой части, были и другие "хиты". Исторически в нашу службу попадало много призывников из Казани и других городов того региона. Как раз казанский КСП (клуб самодеятельной песни) в лице сержанта Пчелкина очень долго веселил личный состав дворовым репертуаром под гитару - на концертах самодеятельности и просто так в часы досуга.
"Шел по дикой прерии дилижанс", как я узнал потом уже из Интернета, вообще являлся едва ли не самой любимой песней дворовых концертов в СССР 80-х годов.
Ну, и в заключении еще один занимательный эпизод. Командир нашей части, подполковник К-ев был достаточно своеобразный субъект, скажем мягко. Его представления о несении дежурства (через 6 по 6 по неделям) иногда напоминали мне сатиру Салтыкова-Щедрина. Самым безобидным деянием с его стороны было явиться на "большой развод" (это когда смена раз в неделю) с линеечкой и начать всем измерять птички-петлички (мы носили по легенде прикрытия форму ВВС). А тут он решил поднять воинскую дисциплину и категорически объявил, что смена передвигается либо бегом (ночью через бурераки, ПрикВО, однако), либо с песней (засыпая на ходу). Офицеры наши были мастерами своего дела. Во всех смыслах. Мы их уважали и не выпендривались, а они много чего нам разрешали и относились по-человечески. Шли с дежурства и на дежурство в сопровождении одного из начальников смен, подводить своих командиров очень не хотелось, но просто так оставить такой беспредел без реакции было нельзя. Так что после трех дней репетиции (творчество Розенбаума раскладывалось по законам строевой песни) в полтретьего ночи мы бодрым шагом промаршировали как-то по плацу распевая во все горло "по этапу кандальный шагал", мстительно представляя себе, как просыпается наше командование - военный городок был прямо за забором части.
Утром смена ушла под умеренно похабные куплеты(благо они пелись на мотив "прощание славянки") - "по аллеям тенистого парка с пионером гуляла вдова". Говорят, дежурный по парку чаем поперхнулся и ржал до слез - слышимость в гористой местности при утреннем тумане ого-го. Пели с одухотворенно-серьезными лицами, старались от души, ни одной улыбки. А впереди невозмутимо вышагивал наш капитан-начальник смены. Приказ выполнен дословно, точно и в срок, репертуар отдельным списком не доводили.
Благодарю за внимание к каналу и жду ваших музыкальных историй в комментариях.