«Оказалось достаточно короткого удара по Польше со стороны сперва германской армии, а затем – Красной Армии, чтобы ничего не осталось от этого уродливого детища Версальского договора, жившего за счёт угнетения непольских национальностей», - так высказался нарком иностранных дел Советского Союза Вячеслав Молотов после того, как польское государство было ликвидировано в очередной раз.
Впервые Польша лишилась независимости в результате трех последовательных разделов в конце 18-о века, инициаторами которого был прусский король Фридрих II, его крестница царица Екатерина Великая и австрийская императрица Мария Терезия. При Наполеоне страна на краткое время была восстановлена, но после поражения великого француза ушла в историю на следующие сто лет.
Но поляки помнили о своей древней свободе и годах величия. Все-таки, это нация, записанная история которой составляет 1000 лет. Весь 18-й век они бунтовали против русских, немцев и австрийцев. Но только после поражений трех империй в Первой мировой войне у них появился шанс. Их государство было воссоздано, и даже приросло в территории.
Но было ли его появление ошибкой? Ведь могли же великие державы настоять на том, чтобы этого не случилось?
Восстановление польской независимости в 1918-м году в том виде, в котором это случилось, разозлило практически всех. Литва жаловалась на утрату своей древней столицы, Вильнюса. СССР был недоволен потерей Западной Беларуси и то, что мимо него прошла украинская Галиция. Германия лишилась части собственной территории и испытывала постоянные проблемы с доступом к Восточной Пруссии. Даже Англия и Франция, которые рассматривали Польшу как кость в горле у немцев и русских, считали, что поляки получили слишком много. И осознавали, что польская жадность может привести в будущем к новой войне.
Тем не менее, нельзя отрицать того, что эта страна была идеальным барьером для предотвращения распространения германского влияния на восток и советского – на запад. Просто потому, что в силу своих исторических травм Варшава рассматривала себя, как лютого врага обоих своих соседей.
Да, в СССР не любили Польшу, потому что она выиграла войну 1919-1921-х годов и присоединила обширные территории. К тому же, большевики рассматривали ее как препятствие на пути распространения коммунизма в страны Европы. Но глупо отрицать право на свободу людей, которые жаждали и боролись за это на протяжении долгих веков. Другое дело, что из-за провального наступления Тухачевского поляки получили то, что им вовсе не должно было принадлежать.
К тому же, их новое государство оказалось совсем не демократическим. Все меньшинства были сразу же ущемлены в правах, начались репрессии в духе сталинских. А неприязнь Польши к своим соседям стала очевидной. Причем, в списке ее врагов оказались не только исторические противники – русские и немцы, но и Литва с Чехословакией.
Новая страна не была успешной, несмотря на то, что из-за падения империй нахапала немало земель. Она не смогла выполнить ту роль, которая ей отводилась в Лондоне и Париже. Буфером между СССР и Германией она не стала.
Восстанавливать историческую справедливость и делить Европу заново пришлось одному усатому грузину. Надо сказать, получилось это у него достойно.