Продолжаю "расшифровывать" костюмы "Аббатства Даунтон". На этот раз посмотрим, можно в нарядах показать столкновение эпох, стран и культур и не произнести при этом ни одного слова:
Послевоенный Даунтон встречает 1920-й год, а вместе с ним - большие перемены. Живым воплощением такого "ветра перемен" становится новый персонаж - Марта Левинсон.
Американка, нувориш, ходячее и почти карикатурное воплощение Нового Света, Америки и её ценностей (т.е. всего, что для английских аристократов вульгарно, чуждо и неприемлемо). Костюмы Марты отражают это до последнего стежка, шва и пуговицы:
Марта невероятно богата ["новыми" деньгами, а не накопленными за поколения], и не стесняется это демонстрировать. С момента прибытия её наряд не говорит, но кричит о богатстве. Она с ног до головы укутана в золото и меха, так что все вокруг буквально меркнут на её фоне.
Художники по костюмам неоднократно подчеркивают откровенный контраст между богатым нарядом американки и платьями бледных тонов её английских родственниц, которые кажутся бледными, тусклыми. Наверное, таким кажется в прогрессивной Америке весь Старый Свет и его устаревающие ценности.
Естественно, с этой стороны океана все выглядит с точностю до наоборот! Роскошно одетая американка кажется жителям Даунтона воплощением кича и вульгарности. И лишь хозяйка Даунтона и "по совместительству" дочь Марты становится связывающим звеном между Старым и Новым Светом. И это интересным образом отражает её наряд, одновременно сочетающийся как с нарядом матери рисунком и цветовой гаммой, но куда более сдержанный и элегантный:
Однако настоящее "великое противостояние" идет между "тяжеловесами" - американской миллионершей и английской графиней. Это столкновение старых и новых ценностий, выраженное не только на словах, но и в костюмах:
Графиня - живое воплощение старых английских ценностей. И в подтверждение тому она продолжает носить свои викторианские наряды [окончательно вышедшие из моды к 1920-му].
А вот наряды американки-миллионерши отражают новые ценности и социальный, в том числе в отношении прав женщин.
В своих вечерних нарядах Марта, несмотря на возраст, не закрывает зону декольте, её крупные украшения не наследственные, но отражают её богатство, как и вычурные головные уборы, которые в глазах английской аристокрасии делают ей выскочкой и позершей.
И как нокаутирующий удар дань прогрессу, Марта Левинсон - единственная из всех героинь, использующая (даже днем!) яркую помаду! Весьма дерзкий для того времени шаг, особенно для женщины её положения и возраста (не молодой кокетки или актрисы).
Вспомним, что викторианская мораль приписывает женщине быть нежной и мягкой, скромной и соблюдающей правила приличия. Яркий макияж тогда носили исключительно женщины легкого поведения и определенных профессий. Так что оказаться при свете дня в приличном обществе с ярко накрашенными губами могло быть приравненно к скандалу и серьезно подмочить женскую репутацию.
Однако по окончанию войны, в 20-е женщины становятся самостоятельнее, активнее, самостоятельнее. В том числе из-за необходимости конкурировать из-за недостатка мужчин в послевоенные годы. В ответ на это меняется и сама мода, становясь более смелой и даже дерзкой, и яркий макияж - лишь один из многих "модных симптомов": все выше поднимается подол, оголяются плечи и руки - тенденции, в моду входят короткие стрижки. В конце-концов эти тенденции не минуют и молодых леди, английских аристократок. И первые ласточки уже появляются в Даунтоне:
Означает ли это скорый раскол на два лагеря? Об этом в следующих постах, продолжение следует...
И не забудьте подписаться на мой канал, чтобы не пропустить продолжение, вот здесь!
А пока больше статей о костюмах в сериалах и кино, а также также их смыслах и значениях - читайте в моем блоге ЖЖ: