Найти тему
Русская Семёрка

Люксембург в Великой Отечественной: как нацисты заставляли солдат «микрогосударства» воевать против русских

Оглавление

Гитлеровское вторжение в Россию по количеству задействованных народов сравнивают с наполеоновским «нашествием двунадесяти языков». На стороне Третьего Рейха воевала практически вся Европа, в том числе солдаты из «карликового государства» Люксембург.

Великое герцогство под пятой нацистов

Люксембург, значительная часть населения которого говорит на немецком языке, поначалу не рассматривался нацистами, как объект для очередного «аншлюса». Гитлер обещал сохранить независимость герцогства. Однако 10 мая 1940 года войска Вермахта вторглись в Люксембург в рамках осуществления плана «Гельб», предполагавшего одновременную оккупацию стран Бенилюкса и дальнейший захват Франции. Танковый корпус Гудериана без особых проблем уничтожил слабые укрепления на границе Люксембурга, однако армия и жандармерия государства всё же пытались сопротивляться. 7 люксембуржцев получили ранения, 75 военных сдались в плен. Великая герцогиня Шарлотта бежала из страны, и уже 11 мая Люксембург был полностью оккупирован.
Немцы аннексировали «карликовое государство», сделав его частью гау Кобленц-Трир (с 1942 года Мозельланд). В стране действовали нацистские законы, было запрещено употребление французского языка, началось уничтожение евреев. Однако большинство населения Люксембурга не слишком радовалось «германизации».

Призыв

В августе 1942 года на территории Люксембурга началась мобилизация в Вермахт для лиц 1920-1927 гг. рождения. Сначала предполагалось, что она будет добровольной, но желающих служить почти не нашлось. Насчитывалось 11-12 тысяч мужчин-люксембуржцев призывного возраста, однако треть из них сумела уклониться от службы в армии чужой страны. Три с половиной тысячи мобилизованных впоследствии дезертировали.
В расположенном на севере герцогства городе Вильц известие о призыве спровоцировало стачку, парализовавшую военно-промышленное производство в стране. Впрочем, немцы быстро подавили мятеж и восстановили работу заводов.

Люксембуржцы в России

На Восточном фронте судьбы солдат из Люксембурга складывались по-разному, в зависимости от того, в какую воинскую часть они попадали. Отдельных формирований из жителей герцогства не было.
Многие люксембуржцы при первой удобной возможности переходили на сторону Красной Армии. Еще в 1943 году правительство в изгнании, как пишет исследователь Александр Фридман, призвало солдат герцогства сдаваться союзникам.
В 1944 году писатель Илья Эренбург встретил такого перебежчика на фронте под Минском. «Молодой паренёк-крестьянин» из Люксембурга, как вспоминал писатель, попросил у него бумагу, чтобы написать письмо Великой герцогине, в котором сообщил о своём поступке.

Убитые и военнопленные

В общей сложности на войне погибло около 3 тысяч жителей Люксембурга, сражавшихся за немцев (2,5 тысячи – до сентября 1944 года), 1,5 тысячи человек пропали без вести. Таким образом, страна потеряла 1,5% своих граждан.
В плен к русским попало 1660 люксембуржцев. Из их числа умерло 92 человека. Пятеро жителей великого герцогства, причастные к преступлениям нацистов, попали в ГУЛАГ.
Великая герцогиня Шарлотта с 1943 года писала письма в Москву, убеждая коммунистическое руководство выпустить люксембуржцев из плена, т.к. они, по её словам, были призваны не по своей воле. 11 апреля 1945 год она обратилась к «всесоюзному старосте» Михаилу Калинину с просьбой освободить 2 тысячи бывших солдат Вермахта, мобилизованных в герцогстве. Эта просьба была услышана. В сентябре 1945 года Калинин написал герцогине, что 1309 люксембуржцев отправляются домой немедленно, а еще несколько сотен человек – в скором времени.
Судьба попавших в советский плен люксембуржцев волновала жителей герцогства еще долгие годы после войны. Например, в 1963 году в связи с публикацией о «найденном» в России немце Томасе Циммермане, газета Lëtzebuerger Journal задавалась вопросом, могут ли люксембургские солдаты вермахта еще находиться в Сибири. В связи с этим МИД герцогства даже направил запрос в СССР, но получил отрицательный ответ.