Приверженцы раннего развития предлагают учить ребенка читать чуть ли не с годовалого возраста. Чаще всего детей обучают по методике Гленна Домана, Марии Монтессори, Сесиль Лупан. Основные принципы, на которых строятся эти методики, вот какие:
⚪ Чтобы достичь больших успехов в развитии интеллекта, нужно, чтобы с рождения до трех лет мозг малыша активно работал
⚪ Обучение нужно начинать как можно раньше, потому что чем ребенок меньше, тем проще будет его научить
⚪ Занятия должны быть регулярными и интенсивными.
Но не все специалисты согласны с подобными методиками. Педиатры считают, что чрезмерная умственная нагрузка может дать негативные последствия, такие как повышенная тревожность, чувствительность, перепады настроения. Формирование органов зрения происходит до 7-8 лет, поэтому повышенные зрительные нагрузки до этого возраста тоже нежелательны.
Психологи и логопеды советуют начинать обучать ребенка письму и чтению не раньше возраста 4-6 лет. Только к этому возрасту полностью созревают речь, память, внимание, моторика, фонематический слух – необходимые навыки для осознанного чтения и безошибочного письма.
Вероятно, родителям все же стоит полагаться на интуицию и способности каждого ребенка. Одни дети с удовольствием будут читать книжки сами уже в 4-5 лет, а другие не будут проявлять интереса к чтению и в 6 лет. Не стоит ребенка заставлять, чтобы не отбить у него охоту учиться.
Готов ли ваш ребенок читать?
Ваш ребенок проявляет интерес к тому, чтобы узнать названия букв? Просматривает сам книги и журналы? Он любит "писать" карандашом или ручкой? Внимательно ли он слушает, когда вы читаете ему вслух? Если "да", то он может быть готов к изучению основ чтения. Если нет, то он, как и большинство дошкольников не готов, и ему потребуется еще год-два для развития языковых навыков, зрительного восприятия и памяти, чтобы начать самому читать.
Хотя часто четырехлетние дети искренне хотят научиться читать и даже начинают различать написание некоторых знакомых слов. Но нет необходимости подталкивать ребенка к этому, стимулировать прогресс. Большинство ранних читателей теряют свои преимущества перед другими детьми во втором или третьем классе, когда другие ученики приобретают те же базовые навыки.
Решающим фактором, определяющим успешность или неуспеваемость ученика в школе, является не то, насколько агрессивно его подталкивали на ранних этапах обучения, а скорее его собственный энтузиазм к обучению. У вас не получится привить любовь к книгам ребенку, обучая его чтению в возрасте четырех лет. Напротив, многие, так называемые программы раннего обучения мешают естественному энтузиазму ребенка, заставляя его сосредоточиться на задачах, к которым он еще не готов.
Какой же наиболее успешный подход к обучению в раннем возрасте? Игра – вот основное занятие детей до 6-7 лет. В игровой форме детки осваивают новые знания легко и без стресса.
Пусть ваш ребенок сам задаст темп и повеселится, чем бы он ни занимался. Не дрессируйте его на запоминание букв, цифр, цветов, форм или слов. Вместо этого, поощряйте его любопытство и тенденции исследовать эти знания самостоятельно. Читайте ему книги, которые ему нравятся, но не заставляйте его заучивать слова. Обеспечьте его образовательным опытом, но убедитесь, что ему интересны предложенные вами занятия.
Когда ваш ребенок будет готов к обучению письму и чтению, вы сможете предложить ему множество полезных инструментов, которые помогут ему: образовательные телевизионные программы, игры, песни и даже некоторые видеоигры и приложения, соответствующие его возрасту.
Например, есть такое приложение для айфонов “Читания”. Это не просто подборка упражнений. Ребенок попадает в красочную сказку, и шаг за шагом осваивает навыки чтения, чтобы спасти героев волшебной страны. В игре используют всем известные кубики Зайцева. Видела отзывы об этом приложении и взяла на заметку. Обязательно попробуем с дочкой, когда придет ее время.
Но не нужно ждать, что эти обучающие программы будут делать свою работу в одиночку. Вы тоже должны быть вовлечены. Если, например, ребенок смотрит образовательное телешоу, посидите с ним, посмотрите вместе и обсудите полученную информацию. Если он играет с компьютерно й программой, сыграйте с ним, чтобы убедиться, что она подходит для его уровня знаний и способностей. Нехорошо, если игра слишком трудна для него, это может ослабить его энтузиазм и желание учиться. Важные условия успешного обучения - теплая, благоприятная обстановка и поддержка родителей.