Найти в Дзене
Открытые НКО

Как горные лыжи изменили жизнь 22-летнего Жени Белоголовцева с ДЦП, а потом еще тысяч таких людей в России

АНО "Лыжи мечты"
АНО "Лыжи мечты"

Наталья Белоголовцева, соучредитель некоммерческой организации «Лыжи мечты», увидев эффект от занятий на склоне у своего сына, решила рассказать об этом другим людям с похожим диагнозом. Сейчас в программе занимаются более 7 тысяч человек в 31 регионе России.

«Лыжи мечты» – это программа спортивной реабилитации для людей с ограниченными возможностями. За этой фразой тяжелейшие диагнозы: это и детский церебральный паралич, и аутизм, нарушения зрения и слуха, синдром Дауна, другие генетические синдромы и аутоиммунные заболевания. В общем, это те люди, которые в стандартном понимании никак не должны были оказаться на горнолыжном склоне или роллердроме. Но они катаются! И у многих это неплохо получается!

Эта история родилась 5 лет назад всего для одного человека — сына Натальи и Сергея Белоголовцевых. Просто любящие родители увидели эффект от занятий на горных лыжах у своего сына и решили поделиться своим опытом с другими людьми с ДЦП. Наталья Белоголовцева, соучредитель и руководитель АНО «Лыжи мечты» рассказала платформе «Открытые НКО» свою личную историю, о том, как желание помочь ребенку изменило жизни многих людей.   

АНО "Лыжи мечты"
АНО "Лыжи мечты"

— Про меня часто говорят: кому-то все, кому-то ничего. Муж телеведущий, успешные дети, с работой хорошо, по телевизору показывают. Но и у меня был сложный период в жизни, — признается Наталья. — После окончания Горного института мы с Сергеем уехали на Дальний Восток. Сережа работал на руднике горным мастером, почти вся бригада — бывшие заключенные. Жили в комнатушке в коммунальной квартире вместе со старшим сыном. Если включишь ночью свет – то пол был черный от тараканов. А комната такого размера, что между диваном и детской кроваткой, где спал ребенок, оставался проход меньше метра.

Здесь и должны были появиться близнецы Женя и Саша. Но рожать Наталья все-таки уехала в Москву к родителям. Женя родился с несколькими пороками сердца, 2 месяца на искусственной вентиляции легких, пережил клиническую смерть, и почти сразу ему поставили диагноз — ДЦП.

— Первые годы мы с ним постоянно лежали в больницах: то из-за операций на сердце, а их было 8, то из-за бесчисленных пневмоний, — вспоминает Наталья. — Не буду говорить фамилию врача, который, спустя годы, сильно удивился, узнав, что Женя жив. Были люди, которые убеждали меня оставить сына и не тратить силы. Но я боролась. К 6 годам он пошел. Конечно, это не классическая ходьба, но ходит он сам. Сейчас ему 31 год, он катается на горных лыжах, роликах, закончил театральный институт, играет на сцене, ведет свой видеоблог и работает телеведущим. Да, и все это несмотря на то, что Женя — человек с довольно серьезной формой ДЦП.

Когда Жене было 22 года, брат Натальи, работающий за границей, рассказал, что видел в США людей с двигательными проблемами на горнолыжном склоне. И что для них существует специализированный горнолыжный центр. Белоголовцевы решили попробовать: записались сразу на две недели занятий и полетели. Жили у родственников далеко от склона, поэтому вставали рано утром, ехали на склон, там Женя два часа катался, родители его сопровождали, а потом ехали домой.

АНО "Лыжи мечты"
АНО "Лыжи мечты"

— Ничем другим мы не занимались, поэтому чистота эксперимента была абсолютной. То, что мы увидели после занятий, перевернуло нашу жизнь, — говорит Наталья. — Представьте, человеку уже за двадцать, но за эти две недели его тело кардинально поменялось. Ушел кифоз, скрюченные плечи расправились, выпрямилась спина. Это было видно невооружённым глазом. Такой очевидный  результат мы увидели в первый раз и были настолько потрясены, что через год поехали туда снова — и опять прогресс.

Стало понятно, что катание на горных лыжах по специальной методике – уникальный способ реабилитации. Женя с пятнадцати лет плавает, и это, безусловно, дает хорошие результаты, но оно и близко не давало такого прорыва, который родители увидели здесь. И Наталье очень захотелось, чтобы сын смог продолжить занятия дома.

— Было понятно, что горные лыжи отлично работают, и случайно так получилось, что об этом никто не знает в России. И если всем рассказать, то оно само сразу и запустится, — рассказывает Наталья. — Мы с Сергеем Белоголовцевым стали об этом рассказывать. И нам начали писать совершенно разные люди, причем, мы не понимали, что с этим делать. Но поскольку люди все обращались, кто-то даже предлагал помощь, я решила встречаться и разговаривать.

На первую встречу по будущим «Лыжам мечты» пришли исполнительный директор горнолыжного клуба в Чулково Илья Северин и Александр Крылов, руководитель инструкторской службы в Крылатском, которые по сей день являются друзьями и помощниками программы.

АНО "Лыжи мечты"
АНО "Лыжи мечты"

— Дальше все получилось совсем неожиданно: наша очень личная история постепенно выплеснулась в масштабную общероссийскую программу.Собственно, программу мы открыли в России на 20 тысяч долларов, которые набрали по друзьям. На них мы привезли специалиста и провели обучающий тренинг для первых 10 инструкторов, купили первые два комплекта оборудования. Это было абсолютно необдуманное решение, в котором для нас не было никакой цели. Мы не собирались вкладывать в это свою жизнь. Но так получилось. Мы просто понимали, что это надо.

В самом начале, в 2014 году, «Лыжи мечты» работали на одной площадке в Москве. С Белоголовцевыми было несколько волонтеров, поверивших в идею, что спорт может стать эффективной реабилитацией. Такие занятия отлично координируют движения, соединяют зрительный, слуховой, проприоцептивный анализаторы с вестибулярным аппаратом, тренируют перенос общего центра тяжести, развивают силу и дают непередаваемое чувство свободы. Сейчас в программе занимаются более 7 тысяч человек в 31 регионе России. И она уже больше чем лыжи, это три полноценных направления: «Горные лыжи», «Ролики» и «Игры», на базе которых проводятся летние спортивные смены для детей с особенностями развития.  

— Как я уже 5 лет говорю, что-то включилось. И то, что ведет вперед меня и моего сына – это бесконечная вера в него, в себя и надежда на то, что дальше будет лучше, — признается Наталья. — Каждый маленький шажок, я считаю, пусть к успеху и к здоровью. И вот такими маленькими шажками можно прийти к полноценной, счастливой, у каждого по-своему, жизни.