Найти тему
Киноглаз

О музыке в кино. «Звёздные войны»

Если взять и проанализировать структуру саундтрека к фильмам «Звёздные войны», то можно прийти к выводу, что музыка в них представляет собой большое симфоническое произведение. Оно естественно имеет свою форму и подчиняется законам симфонической музыки и по форме чем-то напоминает оперу, не зря ведь «Звёздные войны» считают космо-оперой.

Джон Уильямс, композитор, автор музыки к фильму «Звёздные Войны»
Джон Уильямс, композитор, автор музыки к фильму «Звёздные Войны»

Конечно есть и некоторые расхождения с классической музыкальной структурой. В самом начале фильма появляется надпись «Звёздные войны» и большие желтые титры уходят в даль, вместе с этим мы слышим первую композицию фильма, а именно заглавную тему всех фильмов Звёздные войны», именуемую «Main Titles».

Эту тему мы можем считать увертюрой. Медно-духовые инструменты играют первые фанфары и мелодия начинает развиваться, затем добавляются струнно-смычковые, деревянно-духовые секции. Для удержания мелодии в едином ключе и для поддержания каркаса используются ударная секция.

Так же в заглавное теме есть интересное решение, которое придаёт торжественной и пафосной мелодии теплоту и сближение с обычным зрителем, что бы настроить его на лад предстоящего звёздного приключения. Речь идёт о моменте, где главная тема от медно-духовых переходит к струнным, а первые в свою очередь, отмечают сильные доли и уходят на полутон вниз.

Джон Уильямс за работой.
Джон Уильямс за работой.

Под конец начальных титров, не задолго до растворения последних букв в звёздном небе музыка с помощью устремлённых вверх скрипок движется к кульминации и в дело вступают скрипка, духовые, контрабас и виолончели, которые придаю таинственность, камера опускается вниз, и дальше уже в зависимости от эпизода начинается следующая музыкальная тема, которая соответствует по настроению началу фильма.

В каждом симфоническом произведении есть так называемые лейтмотивы, которые переходят из одной композиции в другую, тоже можно проследить и в саундтреке к «Звёздным войнам». Это помогает зрителям ориентироваться в фильме, и помогают лучше воспринять происходящее на экране, это будет более подробно исследовано в следующих параграфах. Ведь почти все главные персонажи обладают своей музыкальное темой или мотивом, который трансформирует в зависимости от ситуации на экране и от эмоционального состояния персонажа, иногда убыстряясь или замедляясь, иногда тема расширяется и меняется, благодаря другой аранжировке.

К примеру тема Дарта Вейдера, которая проявилась в саундтреке к III эпизоду «Месть ситхов», однако претерпела изменения. Она имеет убыстренный темп, добавлены скрипки в треке «Anakin vs Obi-Wan», когда он сражается со своим бывшим учителем- что показывает нарастание мощи перешедшего на тёмную сторону Аникина и нарастающее в нём зло.

Так же в этом эпизоде есть другая аранжировка, более медленная с использованием духовых инструментов, бьющих в сильную долю. Мелодия остаётся прежней, однако в ней нет той ритмической структуры из «Имперского марша», так как задача музыки в данный момент показать зарождение того самого зла в лице Дарта Вейдера.

Джон Уильямс, композитор. Призывает поставить лайк.
Джон Уильямс, композитор. Призывает поставить лайк.
Если Вам понравилась статья- поставьте лайк, подпишитесь на канал, скоро выйдет продолжение статьи! Если Вам нравится ужастики- посмотрите 9 фактов о фильме «Оно».