Педагог, лауреат государственной премии СССР, заслуженный актёр театра и кино – Евгений Александрович считал, что настоящий актёр должен уметь играть любые роли и на личном примере доказывал это.
Чтобы убедить зрителя, Евстигнеев работал на разрыв и в награду за это получал всенародную любовь и славу. Даже мимолётное его появление в кадре оборачивалось для киноленты визитной карточкой. 9 октября родился Евгений Евстигнеев. Сегодня мы вспомним его превосходные перевоплощения.
«Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен»
В 1964-м году после выхода сатирической картины о похождениях юного Кости Иночкина в пионерлагере 38-милетнего актёра настигла слава. Роль директора Дынина могла и не достаться Евстигнееву. Режиссеру Элему Климову пришлось упорно убеждать худсовет «Мосфильма» в том, что Евстигнеев предстанет в этом амплуа лучше, чем рекомендованный Михаил Пуговкин. «Только не он!» - возражали в худсовете. «В таком случае кто угодно, только не я!» - поставил ультиматум Климов и отстоял свою позицию.
Цензура не пропускала киноленту в прокат, назвав её антисоветской. Так бы и пылился фильм на полках архивов, если бы не Хрущёв, который после просмотра комедии констатировал: «Очень смешно!»
Мало кто знает, но в 1966 году фильм получил приз на Каннской «Молодёжной встрече», а еще спустя полвека в тех же Каннах комедию показывали участникам 68-го кинофестиваля.
«Берегись автомобиля»
На фоне блестящей игры Смоктуновского и Ефремова крошечная роль Евстигнеева, казалось бы, останется незамеченной, НО… одна его реплика
«Не пора ли, друзья мои, нам замахнуться на Вильяма, понимаете, нашего Шекспира?»
тут же стала афоризмом и запечатлела в памяти участие Евгения Александровича в этой картине, вышедшей на экраны в 1968-м году.
«Золотой телёнок»
В 1968-м Евстигнеев предстал зрителю в лице подпольного миллионера. Получив значимую роль Корейко в экранизации культового романа, актёр понимал: ожидание зрителя от игры будет велико. И он его оправдал. Спустя годы «Золотой телёнок» был экранизирован в сериал, где роль Корейко получил А. Девотченко. Критики в голос заметили, что ему ой как далеко до эталонной игры Евстигнеева в этом амплуа.
Сергей Юрский, работавший в дуэте с Евгением Александровичем в этой картине, вспоминает курьёзный случай: «Во время съёмок в пустыне Евстигнеев вызвал гнев режиссёра тем, что в какой-то момент перестал реагировать на его просьбы, игнорируя любые команды.
Взбешённый Швейцер остановил съёмку и подскочил к верблюду, на котором ехал актёр. Вместо длинной тирады негодования присутствующие наблюдали немую сцену – Евстигнеев просто-напросто уснул в седле. Его укачало вьючное животное трёхметровой высоты».
«Зигзаг удачи»
Не самую удачную работу Эльдара Рязанова, вышедшую в 1968 году, спасли гениальные евстигнеевские эпизоды. Тандем В. Теличкиной и Е. Леонова не сумел заслужить зрительского почтения. Комедию «вытянули» Евстигнеев, Бурков и Талызина.
Калычев, которого играл Евгений Александрович, получился до жути отвратительным и харизматичным. Эльдар Александрович вспоминает:
«В роли каждого артиста порой я замечаю белые нитки, только у Жени я их никогда не видел и понятия не имею, как он это делает. Каждый его образ всегда монолитен и безупречно вписывается в сценарий».
«Старики-разбойники»
В «Стариках-разбойниках» Эльдар Рязанов отдал одну из главных ролей Евгению Александровичу. Фильм получился замечательным: драма, прошибающая на слезу, и комедия одновременно.
Юрий Никулин и Евгений Евстигнеев – два пенсионера, пытающиеся доказать молодому обществу (да и себе тоже), что их рано списали, и есть еще порох в пороховницах. Трогательные образы настолько полюбились зрителю, что фильм, вышедший на экраны в 1971 году, сразу стал народным.
«Семнадцать мгновений весны»
Евстигнеевский профессор Плейшнер в военной драме 1973-го года получился трогательным, нелепым и в то же самое время бесстрашным человеком, восставшим против фашизма.
Евгений Александрович сыграл фатальную сцену самоубийства ТАК, что члены его семьи не могли на это смотреть и выходили прочь.
«Место встречи изменить нельзя»
Роль Ручечника должна была достаться Ролану Быкову. Создатели милицейского мини-сериала сомневались, что Евстигнеев сможет перевоплотиться в наглого, хладнокровного вора в законе, которого не напугает даже грозный МУРовец Жеглов. Ошиблись.
Евгений Александрович с блеском сыграл и эту роль. А после выхода фильма в 1979 году армия почитателей его творчества в разы увеличилась - публикой из мест заключения свободы.
«Зимний вечер в Гаграх»
Картину выпустили в 1985-м. Карен Шахназаров экранизировал реальную историю. Когда актёру довелось прочесть сценарий, он лично пошёл к режиссёру с просьбой о роли. На неё имели виды О. Ефремов и Е. Леонов, но Евстигнееву удалось убедить Карена Георгиевича.
Здесь народный артист превосходно проявил свои музыкальные качества. С юных лет Евстигнеев любил джазовую музыку и владел игрой на рояле, гитаре, вилках. Прекрасное чувство ритма и музыкальность артиста сделали своё дело – мастер чечётки из Евстигнеева вышел просто великолепный.
«Собачье сердце»
Преображенский! На роль профессора претендовали Броневой и Стржельчик, Ульянов и Яковлев одновременно. Но досталась она Евгению Александровичу. По словам Владимира Бортко – режиссёра «Собачьего сердца», увидевшего свет в 1988-м году, на пробах все актёры превосходно играли роль Преображенского, но им не хватало проникновенности, которой отличалась игра Евстигнеева.
Борис Плотников, сыгравший в паре с Евстигнеевым, вспоминает, что первоначально побаивался артиста. Ему казалось, что Борменталь для Преображенского будет чем-то напоминающим тандем «Ватсон – Холмс», но Евгений Александрович быстро дал понять, что к роли Плотникова относится с уважением: «Ни в коем случае! - сурово осёк он актёра. – Мы с вами равны, коллега».
Работать с Евстигнеевым было комфортно. Однажды не утерпев, Бортко поинтересовался у артиста, как ему удаётся освещать свои амплуа в новых тонах? Смутившись, заслуженный артист СССР ответил: «У плохих артистов 3 штампа. Моих же - 23 и их разнообразные сочетания дают эффект…»
Бесконечно богатая личность Евстигнеева, безграничное трудолюбие и любовь к своему делу – он был гениален и считал, что работа артиста продолжается повсюду, непрестанно: в троллейбусе, в стенах дома, на бульваре – как до, так и после репетиции. Он жил своими ролями постоянно, отдавая себя игре до последнего вздоха, стремясь к тому, чтобы, выйдя из зала, зритель не забыл, а оставил в своих мыслях, памяти, сердцах…
Ирина Цывина – супруга Евгения Александровича после смерти великого артиста сказала:
«У него было великое воображение. Он мог представить, что угодно. Он и умер, потому что представил свою смерть. Он вошёл в неё, как в очередную роль».
Светлая Память...