Подборка интересных новых книг, вышедших в последнее время.
Умберто Эко «Отсутствующая структура»
Мировую славу Умберто Эко получил после выхода романа «Имя розы» (1980), ставшего классикой. В академической среде фигура Эко не менее масштабна. Выдающийся семиолог, медиевист, культуролог, почетный профессор многих университетов Умберто Эко рассматривал общие проблемы семиотики, взаимоотношение семиотики и психоанализа в сфере архитектуры, кино, современной живописи, музыки, рекламы. В числе работ итальянского исследователя — десятки научных трудов, новелл, сказок, философских трактатов. «Отсутствующая структура» — одно из самых знаменитых произведений Эко-ученого.
В книге 700 страниц, и она поделена на 5 частей: «А. Сигнал и смысл. (Общесемиологические понятия)», «Б. Дискретное видение. (Семиология визуальных сообщений)», «В. Функция и знак. (Семиология архитектуры)», «Г. Отсутствующая структура. (Эпистемология структурных моделей)», «Д. Граница семиологии».
Corpus, 2019 г., 995 р.
Евгений Марголит «В ожидании ответа. Отечественное кино: фильмы и их люди»
Новая книга известного российского искусствоведа Евгения Марголита — своеобразный путеводитель по непрямым тропам истории отечественного кино, в котором автор стремится любовно осмыслить кинематографическое наследие, создававшееся в стране на протяжении целого века.
Статьи, написанные за последнее десятилетие, посвящены разным аспектам отечественного кинопроцесса — автор пробует рассмотреть историю кино через феномен зрительских хитов, прослеживает эволюцию шпионского фильма и развитие женских образов в советском кино, вспоминает об оттепельных картинах, создает увлекательные и живые портреты режиссеров — в том числе Якова Протазанова, Григория Чухрая и Марка Донского. Собранные здесь тексты восстанавливают возможность диалога с историческим опытом, который, как и любой личный опыт, всегда живет в ожидании ответа.
Rosebud, 2019 г., 525 р.
«Застолье Петра Вайля»
В книге «Застолье Петра Вайля» собраны выступления знаменитого писателя — с 1990-го по 2007 год. О себе и других; о литературе, музыке, кино, театре, телевидении, политике, кулинарии и сексе.
В предисловии Иван Толстой заметил: «Хотя никто не назвал бы Петра приверженцем студии, тем не менее, радио удивительно гармонировало с его натурой. Здесь по определению военная дисциплина: это почтальон может переждать дождик под деревом, а радиоведущий, хочешь — не хочешь, открывает рот при включении красного фонаря. В эфире не должно быть пауз. И это Вайлева стихия». Так же бесспорно, что и сам Вайль — стихия. Публикуемые в книге воспоминаниях тех, кто близко знал Вайля, подтверждают это.
Петр Вайль, Corpus, 2019 г., 665 р.
Фрэнсис Скотт Фицджеральд «Заметки о моем поколении»
Книга «Заметки о моем поколении» представляет Фрэнсиса Скотта Фицджеральда сразу с многих сторон: здесь и не переиздававшаяся без малого век автобиографическая повесть «Странствие Самоходной Развалюхи», и полное собрание статей, виртуозно балансирующих на грани между художественной прозой и документальной, и подборка стихотворений, и единственная в его творческом наследии полноценная пьеса — «Размазня, или Из Президентов в почтальоны». Большинство представленных в сборнике произведений переведены впервые, а немногие старые переводы тщательно отредактированы и восстановлены.
Азбука, 2019 г., 665 р.
Десмонд Моррис «Язык тела. Позы и жесты в искусстве»
Зоолог, этолог и последний из ныне живущих художников-сюрреалистов Десмонд Моррис объединил в этой книге две стороны своего опыта — науку и искусство. Рассказывая о том, как возникли и какие значения приобретали на протяжении истории различные жесты и позы, он посвящает читателя в захватывающие тайны художественных произведений.
Автор анализирует, почему Наполеон позировал для парадных портретов, заложив правую руку за лацкан мундира, и почему рыцарь на полотне Эль Греко прижимает к груди ладонь, отставив в стороны указательный палец и мизинец. Множество приводимых автором примеров из визуальной культуры — от первобытных антропоморфных фигурок до современных граффити — заставляют по-новому взглянуть на историю искусства.
Ad Marginem, 2019 г., 1400 р.
Джордж Оруэлл «Славно, славно мы резвились»
В сборник включены критические размышления Джорджа Оруэлла на самые разные темы — от современной литературы и кино до поэтики и политики. Заглавное же место занимает автобиографическое эссе «Славно, славно мы резвились», в котором Оруэлл со всей откровенностью описывает непростой этап взросления и без прикрас рассказывает о своей учебе в школе святого Киприана, язвительно осуждая лицемерную систему эдвардианского образования.
АСТ, 2019 г., 455 р.