Найти тему
Мир ужасов

“The Golem” (Голем: Начало) (2018)

“The Golem” (Голем: Начало) (2018). Эта мрачная история начинается в старой Праге. Именно там один из раввинов, обладавших древним знанием, вдохнул жизнь в богоподобное создание, монстра, который вскоре устроил кровавую резню, разодрав на части и своих, и чужих. Расправу над людьми видела маленькая Ханна, она же стала свидетельницей того, как Голем раскроил надвое призвавшего его священника. С тех пор прошло много лет. Ханна бежала из недружелюбной Праги и сейчас живет в Литве, в еврейской общине по соседству с поселением католиков. На дворе 1673 год. У девушки есть муж Вениамин, и когда-то был сын по имени Иосиф – он умер семь лет назад. С тех пор двое так и не смогли зачать нового ребенка. Ребе на полном серьезе говорит мужчине, что тот вправе изгнать Ханну из дома и жениться снова, чтобы получить шанс продолжить свой род. Секса у этих двоих почти нет. Вместо того чтобы ложиться под мужа, девушка предпочитает изучать Каббалу и проводить время в подвале, слушая оттуда проповеди раввина, ведь в святом месте ей, как и всем прочим женщинам, появляться запрещено.

Вскоре замуж выходит сестра Ханны, Ребекка, - ее избранным становится Иаков. Еще до торжества сестры пробираются в соседнюю деревню, к иноверцам, как евреи называют католиков, где видят мрачную картину: те хоронят своих мертвецов, падших от чумы. И вскоре, когда начинается свадьба, праздник рушат соседи во главе с Владимиром, который явился к ребе и остальным вместе со своей смертельной больной дочерью Светланой, обвиняя евреев в том, что именно они повинны в распространении страшной болезни, которая, что удивительно, не трогает Ханну и остальных. Звучит выстрел, один из местных падает замертво, а Владимир обещает казнить всех, кто выйдет за пределы родной деревни, считая их разносчиками заразы. Более того, он требует, чтобы излечили его дочь – иначе война. Ребе обещает устроить трехдневный траур и не сопротивляться, что, возможно, грозит их деревне полным уничтожением. После этого у Ребекки случается выкидыш, и это становится последней каплей. Ханна вызывает Голема, оживляя маленькую фигурку, положив ей в рот записку с тайным именем Бога…

Если вы думаете, что литовцы в кои-то веки сняли хоррор, то сильно ошибаетесь. «Голем» - сугубо израильский продукт. А мы ведь знаем, что там умеют снимать фильмы ужасов, пусть редко, но метко. И эта лента – в чем-то первая среди себе подобных, так как я не припомню, чтобы хоррормейкеры из Страны обетованной обращались к собственной мифологии. Но вот первый блин, причем не комом! Работали над этим фильмом те же люди, что раньше сняли «Иерусалим», отличный псевдодокументальный хоррор, чудесным образом смешав его с путеводителем по Тель-Авиву и непосредственно древнему городу, родине Христа. После чего поставили перед собой задачку куда более амбициозную: соединить воедино ужасы и историческую драму с хорошей примесью религиозности. Снабдив все это хорошей порцией крови. Получилось! Выглядит богато, сыграно хорошо, аутентичность на высочайшем уровне, что редко встречается даже в куда более высокобюджетных лентах. Историчность, пусть даже с приставкой «псевдо», идет «Голему» только на пользу, и он уж точно лучше своего тезки, снятого недавно англичанами. Лента получилась во многом мелодраматичной (ведь монстр здесь вовсе не главный герой), но при этой жестокой и многослойной, мало на что похожей. И главное – с реально хорошей сценарной работой. Глоток свежего воздуха.

7,5/10