Найти тему
Узнай Россию

Как латыши спасали коммунизм в России

Отличные солдаты и жестокие каратели, латыши много сделали для сохранения власти большевиков в России. Награду, однако, они получили совсем не ту, на которую рассчитывали.

БОРИС ЕГОРОВ

Репродукция картины художника Индулиса Зариня «Песня» (латышские красные стрелки). (с) Михаил Кулешов/Спутник
Репродукция картины художника Индулиса Зариня «Песня» (латышские красные стрелки). (с) Михаил Кулешов/Спутник

Они были самой надежной и эффективной военной силой большевиков. Латышские красные стрелки не только выручали советскую власть на фронтах Гражданской войны в России, но даже несколько раз спасали жизнь самого Ленина.

На защите Латвии

Несмотря на то, что в российской императорской армии создание национальных воинских формирований не приветствовалось, в 1915 году выбора не было. Германская армия стремительно оккупировала территорию Курляндии (Западная Латвия) и продвигалась к Риге.

Немецкие солдаты на пляже Скатре на пути в Либаву (Лиепаю) в 1915 году (с) Getty Images
Немецкие солдаты на пляже Скатре на пути в Либаву (Лиепаю) в 1915 году (с) Getty Images

Приказ о формировании латышских добровольных частей был подписан командующим Северо-Западным фронтом Михаилом Алексеевым 1 августа, и уже до конца года в бой вступили шесть батальонов. Именно они сыграли ключевую роль в том, что немцы не смогли взять Ригу, а следовательно не открыли себе прямую дорогу на столицу – Петроград. 

В дальнейшем стрелки героически и часто самопожертвенно сражались с врагом. Так, в ходе Митавской наступательной операции, известной также как «Рождественские бои», латыши потеряли до девяти тысяч человек, сумев вместе с сибирскими стрелками прорвать хорошо подготовленную оборону противника.

На страже революции

Когда после Февральской революции дисциплина и организация в русской армии стали стремительно исчезать, латышские стрелки были одними из немногих, кто сумел сохранить высокий боевой дух. Поскольку большая часть Латвии была оккупирована немцами, дезертировать им было просто некуда.

Солдатский митинг около Риги вскоре после Февральской революции. (с) Спутник
Солдатский митинг около Риги вскоре после Февральской революции. (с) Спутник

Октябрь 1917 года большинство стрелков встретило ликованием. Им импонировали коммунистические идеалы, а также обещание большевиков в скором времени заключить долгожданный мир. «Против всех проявлений контрреволюции, откуда бы они не угрожали, мы немедленно выступим всей силой нашего оружия», вышла тогда резолюция 6-ого полка латышских стрелков.

Прекрасно организованная и надёжная военная сила, ставшие «красными» латышские стрелки стали пожарной командой большевиков. Перебрасываемые на самые опасные участки фронтов Гражданской войны, они защищали Петроград от Юденича, Москву от Деникина, добивали Врангеля в Крыму. В 1919 году они даже смогли установить советскую власть на родине в Латвии, правда, ненадолго.

Красные латышские стрелки активно занимаются подавлением многочисленных восстаний по всей территории, контролируемой большевиками. Благодаря их жестокости в народе рождается поговорка: «Не ищи палача, а ищи латыша!»

Латышские стрелки охраняют 5-ый Съезд Советов в июле 1918 года. (с) Общественное достояние
Латышские стрелки охраняют 5-ый Съезд Советов в июле 1918 года. (с) Общественное достояние

«Их боялись все. Им подчинялись города, села, местечки. Они никому не уступали дороги. Шапка на затылок, с раскрытым воротом на груди, с винтовкой, повешенной на плече прикладом вверх, так они колесили по России от края до края, сметая тех, кто становился на их пути,» писал о красных латышских стрелках военный корреспондент Янис Пориетис. 

Именно латышам было доверено охранять ключевые стратегические объекты в Москве, а также самого Ленина и других лидеров большевиков. Латышские красные стрелки стали, по словам историка Владимира Булдакова, «преторианской гвардией Кремля».

Мятеж левых эсеров

6 июля 1918 года, левые эсеры, соратники большевиков по правительственной коалиции, недовольные заключением тяжелого Брестского мира, поднимают мятеж в Москве. Выбор даты не был случайным: именно в этот день латышские стрелки праздновали за пределами города на природе свой национальный праздник Лиго (Янов день).

Красные латышские стрелки в Кремле (с) Спутник
Красные латышские стрелки в Кремле (с) Спутник

Убив германского посла Вильгельма фон Мирбаха, чтобы спровоцировать Германию на объявление войны, и арестовав руководителя ВЧК Дзержинского, верные эсерам воинские части стали занимать ключевые здания в столице. Угроза повисла как над самим Лениным, так и над всей властью большевиков.   

Выручили опять латыши. С трудом собранные полки пошли на штурм и несмотря на большие потери в течение суток подавили мятеж.

«Заговор послов»

Другой случай проявить себя стрелкам представился совсем скоро. В августе 1918 года произошел так называемый «заговор послов», многие обстоятельства которого до сих пор засекречены.

Красные латышские стрелки. (с) Спутник
Красные латышские стрелки. (с) Спутник

Согласно версии одного из руководителей ВЧК Екаба Петерса (тоже латыша, но не из стрелков), глава специальной британской миссии Роберт Локкарт при участии послов Франции Жозефа Нуланса и США Дэвида Фрэнсиса пытался подкупить латышских красных стрелков, которые были должны арестовать или ликвидировать Ленина, а затем присоединиться к наступающим войскам интервентов.  

Однако, командир артиллерийского дивизиона 1-й латышской дивизии Эдуард Берзиньш, которого заговорщики пытались подкупить, оказался подосланным агентом ВЧК. Заговор был раскрыт.

У высших рычагов власти

С разгромом войск Врангеля в Крыму и окончанием активной фазы Гражданской войны, латышские стрелковые соединения были распущены. Часть бойцов вернулось в «буржуазную» Латвию, в то время как многие стали искать для себя место в своей новой родине.  

Командиры латышских стрелков (и некоторые не относящиеся к стрелкам латыши) добились головокружительных постов в Советской России и СССР. Густав Бокис, к примеру, стал начальником механизированных войск Красной Армии, Юкум Вациетис некоторое время занимал пост главнокомандующего, Екаб Алкснис командовал военно-воздушными силами. Участвовавший в деле Локкарта, Эдуард Берзиньш был одним из создателей системы ГУЛАГ, а его однофамилец Янис Берзиньш (настоящее имя Петерис Кюзис) был создателем и руководителем советской военной разведки.

Высоко ценившиеся в 1920-е годы, в новую эпоху 1930-х годов «ленинские преторианцы» оказались Сталину не нужны. Большинство из них было арестовано и расстреляно в ходе «Большого террора».