Найти тему
Artfragment

Что нужно знать о Розмари Трокель

Оглавление

В Мультимедиа Арт Музее проходит первая в России персональная выставка Розмари Трокель. Немецкая художница вышла на арт-сцену в 1980-х, когда главенствующее положение на ней занимали мужчины. Трокель с этим не согласилась и доказала, что удел женщины не только кухня и вязание. Рассказываем — как.

— Одну из своих работ Розмари Трокель назвала «Я всегда хотела хоть как-то выделиться». Ей это удалось.

На сегодняшний день 66-летняя художница — признанная фигура современного искусства. Она представляла Германию на Венецианской биеннале и «Документе». А еще сумела отстоять право на женское искусство на арт-сцене, где доминирующее место занимали мужчины. Однажды Трокель назвала себя «аутсайдером». Но у этого слова есть и второе значение — «посторонний». Художница как будто смотрит на происходящее со стороны, подмечая нелепости и смеясь над ними. Искать трактовки Трокель предлагает самим зрителям. А сама редко дает интервью и так и не обзавелась официальным сайтом.

— Розмари Трокель родилась в 1952 году в Германии.

Уже на ее ранние работы, созданные в школьные годы, заметное влияние оказал сюрреализм. Но не только он. Другим сильным центром влияния стал художник Йозеф Бойс. А еще в студенческие годы Трокель услышала такую феминистскую поговорку: «Кто не защищается, в кухарку превращается». Художница стала наблюдать за женскими поведенческими стереотипами и черпать в них идеи для своих работ. А кухня и кухонные плиты стали одним из ключевых мотивов в ее творчестве.   

Розмари Трокель, «Без названия», 1987.
Розмари Трокель, «Без названия», 1987.

— Розмари Трокель работает с рисунком, керамикой, скульптурой, инсталляциями и видео.

Розмари Трокель, «Без названия», 1988.
Розмари Трокель, «Без названия», 1988.

Но прославилась художница своими крупноформатными вязаными работами из шерсти. Трокель удалось перевести «низкое» дамское рукоделие в разряд «высокого» искусства.

«Без названия», 1986.
«Без названия», 1986.

Хотя поначалу далеко не все понимали, как женщине в конце XX века пришло в голову назвать работу «Жизнь— это значит вязать чулки». Кстати, сама Трокель признавалась, что «ничего не готовила за всю свою жизнь, и лично ничего не связала».

Розмари Трокель, «Без названия», 2000.
Розмари Трокель, «Без названия», 2000.

— Одна из программных работ художницы — «Рисовальная машина» (представлена на выставке в МАММ).

Трокель довела до абсурда стереотип о связи женского искусства с тихими ремесленными занятиями. Конструкция, напоминающая ткацкий станок, приводится в движение 56 кисточками из прядей волос художников-мужчин. Благодаря механическому воспроизведению авторского жеста — живописного мазка кистью — «Рисующая машина» считывается как пародия на клише «художника-гения». 

Розмари Трокель, «Рисовальная машина», 1990.
Розмари Трокель, «Рисовальная машина», 1990.

— Розмари Трокель — коммерчески успешная художница.

В 2012 году на ярмарке Art Basel вязаная картина «Сделано в Западной Германии» была продана за $1 млн. Дальше — больше. В 2014-м на торгах Sotheby’s работа «Без названия» ушла с молотка уже за $5 млн. При этой ее эстимейт был почти втрое ниже.

Розмари Трокель, «Без названия», 1985-1988, продана на Sotheby’s за $5 млн.
Розмари Трокель, «Без названия», 1985-1988, продана на Sotheby’s за $5 млн.

Подписывайтесь на наш канал, чтобы узнавать еще больше интересного!

Хотите научиться понимать современное искусство? Покупайте нашу книгу, которая написана простым языком со множеством интересных примеров — «Как понимать современное искусство и как перестать его бояться» — в магазине Cubed в арт-пространстве Cube.Moscow (здание отеля The Ritz-Carlton, минус второй этаж), Читай-городе, магазине «Москва» или Лабиринте.