В Мультимедиа Арт Музее проходит первая в России персональная выставка Розмари Трокель. Немецкая художница вышла на арт-сцену в 1980-х, когда главенствующее положение на ней занимали мужчины. Трокель с этим не согласилась и доказала, что удел женщины не только кухня и вязание. Рассказываем — как.
— Одну из своих работ Розмари Трокель назвала «Я всегда хотела хоть как-то выделиться». Ей это удалось.
На сегодняшний день 66-летняя художница — признанная фигура современного искусства. Она представляла Германию на Венецианской биеннале и «Документе». А еще сумела отстоять право на женское искусство на арт-сцене, где доминирующее место занимали мужчины. Однажды Трокель назвала себя «аутсайдером». Но у этого слова есть и второе значение — «посторонний». Художница как будто смотрит на происходящее со стороны, подмечая нелепости и смеясь над ними. Искать трактовки Трокель предлагает самим зрителям. А сама редко дает интервью и так и не обзавелась официальным сайтом.
— Розмари Трокель родилась в 1952 году в Германии.
Уже на ее ранние работы, созданные в школьные годы, заметное влияние оказал сюрреализм. Но не только он. Другим сильным центром влияния стал художник Йозеф Бойс. А еще в студенческие годы Трокель услышала такую феминистскую поговорку: «Кто не защищается, в кухарку превращается». Художница стала наблюдать за женскими поведенческими стереотипами и черпать в них идеи для своих работ. А кухня и кухонные плиты стали одним из ключевых мотивов в ее творчестве.
— Розмари Трокель работает с рисунком, керамикой, скульптурой, инсталляциями и видео.
Но прославилась художница своими крупноформатными вязаными работами из шерсти. Трокель удалось перевести «низкое» дамское рукоделие в разряд «высокого» искусства.
Хотя поначалу далеко не все понимали, как женщине в конце XX века пришло в голову назвать работу «Жизнь— это значит вязать чулки». Кстати, сама Трокель признавалась, что «ничего не готовила за всю свою жизнь, и лично ничего не связала».
— Одна из программных работ художницы — «Рисовальная машина» (представлена на выставке в МАММ).
Трокель довела до абсурда стереотип о связи женского искусства с тихими ремесленными занятиями. Конструкция, напоминающая ткацкий станок, приводится в движение 56 кисточками из прядей волос художников-мужчин. Благодаря механическому воспроизведению авторского жеста — живописного мазка кистью — «Рисующая машина» считывается как пародия на клише «художника-гения».
— Розмари Трокель — коммерчески успешная художница.
В 2012 году на ярмарке Art Basel вязаная картина «Сделано в Западной Германии» была продана за $1 млн. Дальше — больше. В 2014-м на торгах Sotheby’s работа «Без названия» ушла с молотка уже за $5 млн. При этой ее эстимейт был почти втрое ниже.
Подписывайтесь на наш канал, чтобы узнавать еще больше интересного!
Хотите научиться понимать современное искусство? Покупайте нашу книгу, которая написана простым языком со множеством интересных примеров — «Как понимать современное искусство и как перестать его бояться» — в магазине Cubed в арт-пространстве Cube.Moscow (здание отеля The Ritz-Carlton, минус второй этаж), Читай-городе, магазине «Москва» или Лабиринте.