Система прокуратуры в Ирландии не регулируется каким-либо одним документом.
Положения, касающиеся различных аспектов деятельности этого государственного органа, содержатся в целом ряде документов, центральное место в котором занимают:
- Конституция Ирландии
- Акт о судебном преследовании преступлений 1974 г.
Именно им был учреждён новый государственный орган - Управление (офис) Генерального Прокурора.
Система прокуратуры в Ирландии сформировалась на традициях системы общего права.
Конституция Ирландии 1937 г. в статье 30 возложила на Генерального атторнея функции обвинения в отношении всех преступлений и правонарушений в любом суде, кроме суда суммарной юрисдикции, от имени народа Ирландии.
Соответствующее положение также оставляет возможность назначения другого лица для осуществления обозначенных полномочий. Генеральный атторней также осуществляет функции советника правительства по юридическим вопросам, а также функции представительства общественных интересов.
В 1974 году, посредством принятия Акта о судебном преследовании преступлений, было принято решение о создании нового Управления генерального прокурора и передаче этому должностному лицу
"всех функций, которые могут быть выполнены в отношении вопросов уголовного права, а также в отношении петиций по вопросам проведения выборов и референдумов".
Учреждению нового государственного органа способствовали две причины:
- с присоединением Ирландии в 1973 г. к Сообществам количество юридических консультаций и заключений, которые правительство будет требовать от Генерального атторнея в связи с различными правовыми вопросами членства в ЕС значительно увеличится. Соответственно, необходимо было уменьшить нагрузку путем передачи функции уголовного преследования другому органу.
- было поддержано существовавшее общественное мнение в отношении того, что не должна существовать потенциальная возможность политического вмешательства в дела уголовного преследования, хотя какой-либо факт такого вмешательства в Ирландии установлен не был. Генеральный атторней назначался президентом по рекомендации действующего премьер-министра.
Несмотря на формальную независимость атторнея от правительства, которая была поддержана в судах, было признано, что ирландское общество не всегда будет убеждено, что уголовное преследование в отношении того или иного лица было начато без учета политических соображений.
С момента создания Управления генерального прокурора в Ирландии в 1974 г. стала происходить постепенная передача функций от полиции к прокуратуре.
В течение достаточно длительного времени большинство суммарных обвинений предъявлялись от имени Генерального прокурора полицией Ирландии, и в этих случаях Управление могло давать указания о ведении процесса.
Акт о полиции 2005 года формализовал это положение вещей, установив в статье 8, что любой сотрудник полиции имеет право инициировать преследование в суде суммарной юрисдикции, но только от имени Генерального прокурора, который впоследствии может давать любые указания в процессе рассмотрения дела.
Единственной функцией, возложенной на Управление Генерального прокурора, которая не связана с уголовным преследование, является функция рассмотрения петиций относительно проведения выборов и референдумов.
Причиной передачи этой функции Генеральному прокурору от Генерального атторнея также стал фактор обеспечения независимости и беспристрастности при их рассмотрении от действующего кабинета министров. Тем не менее, всё же предполагается, что Генеральный прокурор, в конечном итоге, передаст полномочия в избирательной сфере другому государственному органу - специально созданной избирательной комиссии, как только этот орган будет создан.
Новое Управление Генерального прокурора в Ирландии отличается от системы прокуратуры, применяемой в Англии, поскольку Управление является независимым и не подлежит надзору со стороны Генерального атторнея.
Одним из важнейших принципов работы Управления в Ирландии является принцип его независимости от всех других органов государственной власти, в том числе и от премьер-министра и членов кабинета министров. Секция 2 (5) Акта о судебном преследовании преступлений 1974 года закрепляет, что
"Генеральный прокурор должен быть независимым в выполнении своих функций".
Согласно секции 2 (2) Акта 1974 г., Генеральный прокурор назначается правительством. Лицо не может быть назначено генеральным прокурором, если на момент своего назначения он является практикующим барристером или практикующим солиситором, а также занимался практикой в качестве барристера или солиситора, по крайней мере, в течение десяти лет.
Служба в течение любого срока на должности гражданской службы, для назначения на которую работа в качестве практикующего барристера или практикующего солиситора была необходимым требованием, должна считаться практикой в качестве барристера или солиситора, а лицо, занимающее такую должность, должно считаться практикующим барристером или практикующим солиситором.
Генеральный прокурор является государственным служащим на гражданской службе государства. Генеральный атторней и генеральный прокурор должны консультироваться друг с другом время от времени относительно вопросов, относящихся к функциям прокурора.
Продолжение читайте в статье.