Найти в Дзене
Классическая ГИТАРА

Композитор и гитарист Джон Дюарт: сто лет со дня рождения

Джон Уильям «Джек» Дюарт (John William «Jack» Duarte) родился в Sheffield, Англия, 2 октября 1919 года. Согласно пока неопубликованной автобиографии, в течение первого года его жизни его семья переехала в Манчестер, где он и жил до своего отъезда в Лондон в 1953 году. Будучи подростком, он изучал в основном укулеле. Затем он приобрёл свою первую гитару и стал учеником Терри Ашера (Terry Usher, 1909 - 1969), которого позже назвал своим «первым и единственным учителем». К 1940-м годам Ашер и Дюарт были командой и стали соучредителями «Manchester Guitar Circle» в 1946 году. Они также записали пластинку (78 оборотов) гитарных дуэтов для манчестерского лейбла «Decibel» в 1950 году. Тем временем, Дюарт расширил свою музыкальную палитру, включив в неё трубу и контрабас — самоучкой в обоих случаях. Этот разнообразный набор навыков позволил ему получить доступ к широкому кругу ансамблей, действующих в районе Манчестера, а одним из его ранних соратников стал также Murray Mayall, отец английского

Джон Уильям «Джек» Дюарт (John William «Jack» Duarte) родился в Sheffield, Англия, 2 октября 1919 года. Согласно пока неопубликованной автобиографии, в течение первого года его жизни его семья переехала в Манчестер, где он и жил до своего отъезда в Лондон в 1953 году.

Будучи подростком, он изучал в основном укулеле. Затем он приобрёл свою первую гитару и стал учеником Терри Ашера (Terry Usher, 1909 - 1969), которого позже назвал своим «первым и единственным учителем». К 1940-м годам Ашер и Дюарт были командой и стали соучредителями «Manchester Guitar Circle» в 1946 году. Они также записали пластинку (78 оборотов) гитарных дуэтов для манчестерского лейбла «Decibel» в 1950 году.

Тем временем, Дюарт расширил свою музыкальную палитру, включив в неё трубу и контрабас — самоучкой в обоих случаях. Этот разнообразный набор навыков позволил ему получить доступ к широкому кругу ансамблей, действующих в районе Манчестера, а одним из его ранних соратников стал также Murray Mayall, отец английского блюзового патриарха John Mayall.

Именно в такой компании Дюарт воспитывал свою любовь к джазу на протяжении всей жизни, а формирующее влияние здесь оказал цыганский джазовый стиль Джанго Рейнхардта. Задолго до того, как его собственная исполнительская деятельность заняла второстепенное место среди других начинаний, Дюарт стал главным действующим лицом в джем-сейшенах в Летней школе в Каннингтоне, выступая в основном на гитаре, а иногда и на контрабасе.

Джаз также призван был сыграть роль в таких его композициях, как «Sua Cosa», Op.52 (1972) — эссе об использовании параллельных октав, что было впервые предложено Wes Montgomery и скопировано после ранней смерти этого гитариста в 1968 году.

Хотя музыка была центральной в развитии молодого Дюарта, пройдёт несколько лет, прежде чем она станет его постоянной работой. В июне 1940 года он окончил Манчестерский технологический колледж по специальности «химия», что позволило ему в ближайшие годы получить работу на полный день. Именно его назначение главным химиком в компанию по производству пластмасс в Лондоне способствовало его миграции на юг в 1953 году, и во время работы в качестве учёного в Манчестере он в качестве коллеги встретил свою будущую жену, Dorothy Seddon, в 1941 году. Впоследствии у него будет трое детей: William Ivor (b. 1951), Sylvia Dorothy (b. 1957) и Christopher John (b. 1960).

Согласно собственным воспоминаниям Джека, «Miniature Suite» стала первым из его произведений, которые были включены в коммерческую запись, и она появилась на альбоме Laurindo Almeida 1957 года «New World of the Guitar» — новаторский релиз в контексте своего времени.

Первым произведением Дюарта, которое имело серьёзное и продолжительное влияние, стали «Вариации на каталонскую народную песню», Op.25, записанные 17-летним Джоном Уильямсом в декабре 1958 года и выпущенные в начале 1959 года, и которые стали одним из самых стойких и уважаемых произведений Джека.

Это единственная композиция Дюарта, которая появилась в записях Уильямса; тем не менее, на дисках 1958 - 1959 года также были представлены исполнения его тогда еще неопубликованных гитарных аранжировок — первой и третьей сюиты для виолончели И. С. Баха, а их отдельные части прозвучали в программе концерта Уильямса в Вигмор-холле в ноябре 1958 года.

В 1950-х и 60-х годах Дюарт также внёс значительный вклад в развивающуюся область музыкальной журналистики, ведя колонку в журнале «BMG magazine», а также в американском периодическом издании «Guitar Review», которое опубликовало некоторые его ранние работы.

Он вышел за пределы гитарного мира, чтобы писать для таких известных учёных изданий, как «Records and Recording», «Music and Musicians» и «Gramophone», расширив свои области специализации на музыку в стиле барокко и клавесин в частности. В результате он наконец закончил свою научную карьеру и полностью посвятил себя музыке.

К началу 70-х годов его сочинения насчитывали более 40 штук, большинство из которых нашли или, по крайней мере, должны были найти коммерческое издательство. Самый большой «хит» в его карьере, «English Suite», Op.31, был опубликован в 1967 году.

Он также установил связи с несколькими популярными исполнителями, в частности, с Андресом Сеговией, для которого «English Suite» была «свадебным подарком», а её запись была выпущена в год публикации.

Джек был в равной степени близок к дуэту «Presti-Lagoya Duo», однако возможная премьера записи его вариаций на французскую детскую песню, Op.32, которую дуэт исполнял несколько раз, так и не состоялась, так как Ида Прести умерла в 1967 году. Эта работа была в конечном итоге записана «Frankfurter Gitarren Duo» в 1978 году и «Duodecima» в 1982 году.

1970-е годы были также эпохой, когда международная карьера Дюарта, которая в течение некоторого времени набирала обороты, ещё более расширилась, благодаря поездкам за границу по ряду направлений — США стали здесь особым «оплотом», наряду с другими возможностями в Австралии, Японии, Малайзии, Аргентине, Венесуэле, России и по всей Европе. Его обязанности варьировались от места к месту, но стандартным сочетанием было обучение, чтение лекций и судейство соревнований. Позже он с иронией заметил, что, хотя он регулярно работал в академических учреждениях за границей, такие вещи были относительно редкими на его родине.

Тем не менее, одним из его самых крупных дидактических достижений стала летняя школа в Каннингтоне (Cannington) — ежегодная недельная встреча в кампусе сельскохозяйственного колледжа на юго-западе Англии. Под руководством Дюарта и при поддержке его жены Дороти, мероприятие было успешно построено на том, что стало новым форматом для того времени, а по сей день применяется очень широко. По сути, это включает в себя занятия и индивидуальное обучение в течение дня, с вечерними выступлениями членов преподавательского состава и приглашённых гостей.

Как руководитель Каннингтона Джек смог разыграть одну из своих сильнейших карт. Имея давние связи в гитарном мире у себя дома, и всё больше за границей, он построил завидную сеть контактов, которая позволила ему не только оказывать услуги таким авторитетным деятелям, как Алирио Диас, но и демонстрировать такие новые таланты, как Владимир Микулка (в 1981 году), композитор Штепан Рак (в 1984 году) и Никиту Кошкина, которые тогда были в значительной степени неизвестны за пределами Восточной Европы.

Учитывая, что организовать место в Каннингтоне, с его обширной парковкой, зелеными окрестностями и хорошо оснащенным баром, было непростой задачей, стало неожиданностью, когда мероприятие было перенесено в Bath — собрание, которое также стало ежегодным мероприятием.

В 1996 Джек Дюарт также запустил Международную Летнюю Школу Гитары в Oatridge, явно в форме и духе оригинального Cannington. Это была смелая инициатива для человека, которому уже исполнилось восемьдесят лет, и школа оставалась активной в течение ряда лет.

Следующим достижением Дюарта стал Международный Гитарный Фестиваль Wirral, который существует до сих пор (хотя и в значительно сокращённом виде). В период своего расцвета в 90-х и в начале 2000-х годов WIGF был ведущим британским предприятием такого рода, которое проводилось в течение «долгих двух недель», с многочисленными ежедневными мероприятиями и ещё более насыщенным графиком в выходные.

WIGF также предоставил платформу для музыки Дюарта, включая его редко слышимую и всё ещё неопубликованную работу для гитары с оркестром, «A Tudor Fancy», Op.50. Солистом был Neil Smith, бывший студент Дюарта. В 1984 году он выпустил то, что было объявлено в качестве первой «полной» записи Дюарта. К настоящему времени количество записей Дюарта выросло до более чем 60 опусов.

Жизнь этого неутомимого творческого деятеля закончилась за два дня до Рождества в 2004 году, в возрасте 85 лет. Его жизнь и наследие, безусловно, достойны того, чтобы их отметить!

По материалам статьи (англ.).

Классическая гитара, путеводитель по каналу