Главный признак таланта
Мы с сестрой сидели на кухне, и она спросила: С какими рисками сопряжено кинопроизводство?. Я сразу подумала о людях, которые азартно сжигают свою жизнь в любимом деле. Таких, как Маргарита Барская.
Ее «Рваные башмаки» произвели на меня огромное впечатление, а история жизни очень заинтересовала. Что должно было случиться, чтобы такой талантливый, веселый и жизнерадостный человек так закончил… ? Она не боялась перемен, билась за свои убеждения и справедливость, несмотря на дискриминацию и прочие сложности, делала всё ради своей мечты…
Главный признак таланта - это когда человек знает, чего он хочет.
Детство
Маргарита (или Мара, как ее называли родные и близкие) Александровна Барская родилась в Баку 19 июня 1903 года. Она была старшей из трех дочерей в семье. Отец ушел от них, когда Маре было 6 лет. А мама держала небольшую шляпную мастерскую и сдавала комнату в их собственной квартире, чтобы прокормить детей. В своих дневниках Маргарита Барская пишет, что у них останавливались в основном гастролирующие актеры. Вероятно, благодаря творческой атмосфере, в которой росла, она стала видеть свое призвание только в искусстве.
Мара мечтала стать актрисой и говорить о справедливости, а учиться в гимназии ей совершенно не нравилось… С приходом революции появилась возможность освободиться от этой обязанности. Больше никакие рамки ее не сдерживают, она может делать то, что хочет и отсутствие аттестата - не помеха.
В 1920 году Маргарита поступает в Государственную драматическую студию в Баку и очень скоро становится там лучшей студенткой. В то время она единственный раз в жизни обращается к отцу с просьбой - ей нужны хорошие туфли. Но Михаил Барский, который держал контору под лицемерным названием «Барский с дочерьми» и был далеко не так мало-обеспечен, как его дети - отказывает ей, оставив в рваных башмаках… Больше она с отцом не виделась, и даже сменила отчество.
Успешно окончив обучение, Мара получает приглашения на работу сразу из трех театров. Она выбрала гастрольный театр Владимира Татищева «Красный факел». Спустя чуть больше года, объездив множество городов, Барская понимает, что неизменный репертуар ей приелся, и нужно развиваться дальше.
Актриса - режиссер
Брак Чардынина и Барской был бурным и тяжелым, но судьбоносным.
Он посвятил ее в режиссерскую профессию и обучил всему необходимому. Работа в кино в качестве актрисы не привлекала Мару: Я считала, что кинематограф лишает актера его важнейшего орудия - слова. Тем не менее, она сыграла несколько ролей, и не только у Чардынина.
В короткометражной «Ягодке любви» А. Довженко. Маргарита работала вместе с Петром над его фильмами в качестве ассистента, помощника режиссера и даже монтажера. Во время съемок «Тараса Шевченко» по предложению Барской был снят специальный вариант фильма для детей. К 1929 году желание снимать детское кино окончательно сформировалось для Барской в конкретную цель. Поскольку о детских фильма на Украине в то время и не задумывались, Мара наконец решила отправиться в продвинутую Москву.
Барскую не волновало, что у нее там ничего нет - ни жилья, ни связей. Она ведь так давно и страстно туда хотела… Это поставило окончательную точку в отношениях с Чардыниным. Режиссура - профессия, которая дала ей возможность говорить от своего имени. Я хочу и буду делать детские фильмы. Маргарита Барская всегда выбирала мечту, но и умела ценить людей.
Впоследствии, она с теплотой вспоминала мужа: Всю жизнь работать, создавать русскую кинематографию, острить, пить, раздавать деньги до копейки, сохранить доброжелательство к людям и гнуть руками подковы. Старый могикан. Больше таких не будет. Чардынин написал для нее рекомендательное письмо, в котором подтвердил ее абсолютную компетентность, как режиссера.
Приехав в Москву, Мара обнаружила, что там тоже не существует такой самостоятельной отрасли, как детское кино. И тогда Барская принялась поднимать этот вопрос. Она привлекала внимание общественности, писала в газеты, бегала на доклады, собрания, кино-диспуты. У меня никогда не было страха, когда надо идти на совсем новое дело. Хотя бы все начинать сначала, хотя бы самую черную работу…
Мара шла к своей цели напролом, была готова к любым трудностям и самое главное - верила в себя.Я убеждена, что наиболее богатый человек - тот, у которого нет движимого имущества. В этом смысле я была абсолютно богата. Плюс - 25 лет отроду, и земля подо мною на три пяди вглубь горела…» В 1930 году на «Востоккино Барская поставила школьный учебный фильм «Кто важнее-что нужнее» о том, как делается хлеб.