В первой половине 1880-ых трое молодых, никому особо не известных, но очень одаренных студентов, получают заказ на оформление национального Бургтеатра в Вене. А также на оформление Венского музея истории искусств. Это были братья Густав и Эрнст Климты и их друг Франц Матч.
Уже тогда, в 18-летнем Густаве виден талант, хоть и не видно собственного стиля. Немного позже администрация Вены просит Густава нарисовать зал старого Бургтеатра с большим количеством знаменитостей внутри.
Фотография только набирала обороты в то время, и, наверняка, воспринималась современниками как Instagram нашими бабушками. Климту тогда было 24. Театры, как известно, были очень популярным развлечением для высшего света. Местные политики, знаменитости, светские красавицы-все стремились быть запечатленными для истории на этой картине. Для этой картины было написано около полутора тысяч эскизов, потому что самые богатые и знаменитые того времени буквально обивали пороги молодого художника, лишь бы попасть на картину. Все это делало Климту неплохую рекламу, он обрастал полезными знакомствами.
Со временем его работы становятся экспрессивнее, эротичнее, эпатажнее. Он на глазах превращается в лидера австрийского авангарда. Согласитесь, обнаженные женщины в разных соблазнительных позах-это довольно-таки скандально, иначе не скажешь. В художественных академиях обучали классической живописи. Молодым же творцам хотелось экспериментов, свежего воздуха. Надо сказать, это было не какое-то маргинальное сообщество нищих художников. Для их выставки даже было построено специальное здание, а посетить первую выставку и сломать барьеры между высоким и прикладным пришли 60 тысяч человек.
А потом Климт получает заказ на оформление Венского университета. Его задача-изобразить философию, медицину и юриспруденцию. В результате получилось вот что. Ни тебе Сократа с Аристотелем и Гиппократом, ни привычных образов, которые в науке изображались ранее. Ничего этого нет. Вместо этого художник нам предлагает загадочные, наполненные символизмом, фигуры, которые профессорским составом были сочтены скандальными. Климт, конечно, страшно обиделся, выкупил свои картины и зарекся когда-либо сотрудничать с государством. Кстати оригиналы этих картин были уничтожены немецкими войсками перед отступлением в 1945 году. Сохранились лишь черно-белые репродукции и копия фрагмента, но к нацистам мы еще вернемся.
После скандала с университетом, художник не утратил популярности, даже наоборот, у него появился новый стабильный источник заработка-портреты жен из высшего общества. У Климта было множество поклонниц, как из числа натурщиц, так и из числа заказчиц. Несмотря на не самую выдающуюся внешность, он обладал проницательным взглядом, голосом красивого тембра и необъяснимой энергетикой. Поэтому ходили настойчивые сплетни о его не только дружественных связях с супругами влиятельных людей, которых он изображал. Один из таких слухов связывают Густава Климта и Адель Блокбауэр, супругу сахарного магната Фердинанда Блокбауэра. Адель, как и любая другая жена богатого буржуа того времени, содержала богемный салон, в котором собирался высший свет и общался на различные темы. Там они и познакомились с Густавом Климтом.
Еще в 1901 году он изобразил ее на полотне. Здесь мы видим роковую женщину, но никак не благочестивую жену сахарного магната. И не скажешь что художника и модель связывают сугубо платонические отношения. Вскоре муж Адель заказывает ее портрет, который Климт пишет долгих 4 года. Портрет Адель Блокбауэр назвали австрийской Моной Лизой. Это плоскостная орнаментальная картина с объемной реалистичной плотью. Это является отличительной особенностью Климта.
Одновременно с портретом Адели, художник заканчивает знаменитую и стилистически похожую картину “Поцелуй". По сравнению с предыдущими работами “Поцелуй” полон скрытого эротизма, как например, символы мужского и женского начала на тканях. Но художник открывает минимум плоти, все приглушенно, даже целомудренно. Даже отъявленные ненавистники восторженно встретили эти картины. На полотно обильно нанесено сусальное золото, вероятно это стало следствием того, что отец Климта был ювелиром. Кстати говоря, не только ювелирное искусство повлияло на его стиль, картины этого художника в целом довольно эклектичны и мы можем проследить какие элементы других культур он подмешивал в свой стиль. Тут и влияние японского искусства, влияние ранних христианских, религиозных мозаик.
Густав Климт-это не просто художник, который отменно рисует в классическом стиле. Это еще и экспериментатор, творец, дизайнер, не боявшийся ломать устои и выходить за границы общепринятого. Именно поэтому, несмотря на то, что его картины являются ярчайшими представителями модерна, выглядят они так, будто художник делал их вчера, что очень сильно осовременивает его работы.