Найти тему
История и культура Евразии

О первой гражданской войне среди казахов и расцвете эпохи степных поэтов

Гражданская война между верховным ханом казахом Есим-ханом и ханом Туркестанского края (ставка в Ташкенте) Турсын-ханом в 1614-1628 годах разделила страну на два лагеря. А еще позволила отдельным султанам стать полновластными правителями в своих племенах.

Обе стороны имели как своих идейных последователей, так и противников.

Несмотря на то, что Турсун хан остался в истории как хитрый и самолюбивый хан он отличался большим политическим авторитетом и влиянием. Ему беспрекословно подчинялось как монгольское племя катаган, так и древнейшие тюркские насельники Туркестанского края - канлы (потомки древних кангюев).

Это монголо-тюркское население было в основном полуоседлым и настроено недружелюбно к кочевым казак-узбекам. Турсун-хан поддерживался именно ими, хотя и был выходцем из кочевой среды. Поэтому среди казахов ходило выражение - «Хан катаганцев - Турсун, проклятия - клятве Турсуна», что выражало такое же нетерпимое отношение к нему как к предателю интересов кочевников.

В то же время разделение на два лагеря породило необходимость в идеологической борьбе. Шаиры (поэты) стали пользоваться уважением среди казахов как глашатаи идей своего лагеря.

-2

Особенно выделялись Маргаска-жырау и Жиембет-жырау.

Маргаска-жырау был как и все поэты в то время батыром. Служил у Есим-хана и участвовал в войне против Турсын-хана. Он написал много обличающих Турсын-хана стихотворений, где описывал его жестокость и вероломство. Также он автор исторической поэмы "Отважный Есим-хан".

Жиембет-жырау был военачальником рода тана из Младшего жуза и главой племени Алшын. Проявил храбрость в походах Есим-хана. В войне против Турсын-хана Жиембет-жырау был на стороне Есим-хана, но последний опасаясь роста его влияния отправил его вместе с сыном на безлюдный остров.

Жиембет-жырау не побоялся высказать в лицо Есим-хану свой гнев:

Отважный Есим-великан. Ты упиваешься славой. Обуздай свою гордыню - мой тебе совет

Таким образом в казахской степи появились первые акыны-импровизаторы. С этих пор их влияние и авторитет среди казахов начал только возрастать.