Найти в Дзене
Таежный кустарник

За что боремся, за что страдаем (часть 4)

https://i.pinimg.com/564x/b7/47/3a/b7473a2d982963e028334b0f9d02422b.jpg
https://i.pinimg.com/564x/b7/47/3a/b7473a2d982963e028334b0f9d02422b.jpg

В топливно-энергетическом балансе области использование геотермальных ресурсов позволит заменить на уровне 2000 года около 0,9—1,1 миллиона тонн условного топлива (т.у.т.)


Всего же за двадцать лет работы можно подготовить к промышленному освоению запасы теплоносителя, способные вытеснить из топливно-энергетического баланса 2,1—2,4 миллиона т . у. т., то есть столько же, сколько Камчатка потребляет, ныне, включая топливо для транспорта.

Эти цифры взяты мной из разработанной по заданию Госплана СССР «Программы геологоразведочных работ. Мингео СССР по освоению геотермальных ресурсов Камчатской области до 2010 года», учитывающей не только геологоразведочные работы, но и бурение разведочно-эксплуатационных геотермальных скважин.


Имея в руках такое богатство, да еще на суровой Камчатке, любой здравомыслящий хозяин (если он настоящий хозяин) уже бы давно знал, куда направлять средства, чтобы получить желаемый эффект.

Но, увы, время хотя и работает па здравый смысл, но медленно, очень медленно.


Вопросы и ответы.

  • Когда была построена Паужетская ГеоТЭС? В 1966 году.
    Какова была мощность? 5 МВт.
  • Какова ее мощность сейчас? 11 МВт (установленная), а действующая максимум 4,5 МВт.
  • Куда использовались 200 литров в секунду (л/с) добытой стоградусной воды после того, как пар уже ушел на турбину? Никуда — сливалась на рельеф все 23 года, и это в то время как в 30 км поселки Озерновский и Запорожье сжигали для отопления до 26 тысяч тонн угля в год, при рейдовой его разгрузке, когда весной по сусекам угольную пыль, потому что обогреваться было нечем.
  • Сколько лет кипят в земле так никому и не понадобившиеся, но разведанные запасы Больше-Банного месторождения? 20 лет.
  • Сколько лет простаивает Верхне-Паратунское месторождение термальных вод с утвержденными запасами 270 л/с? Уже девятый год.
  • Сколько лет ведется разведка Мутновского месторождения парогидротерм? 11 лет.
  • Сколько раз переносились сроки утверждения в ГКЗ запасов пара? Три раза.
  • Почему вновь, как и двадцать с лишним лет назад на Паужетке, проектируется опытно-промышленная ГеоТЭС на Мутновском месторождении? Неужели более чем двадцатилетнего опыта эксплуатации ГеоТЭС на Камчатке и всего мирового опыта не хватило, чтобы приступить к промышленному освоению парогидротерм?


Да, кстати, а как с мировым опытом?

Какое, достойное нашей державы, место занимаем мы по выработке электроэнергии из геотермальных источников?

Мы же одни из первых в мире начали работы. Четвертое от конца. К стыду нашему. За нами только Франция (4 МВт), Португалия (3 МВт) и Греция (2 МВт). А впереди такие государства, как Турция и Никарагуа, Кения и Сальвадор, Исландия и Индонезия — это те,, которые .имеют ГеоТЭС мощностью от 21 до 95 МВт, не говоря уже о середняках — Японии и Новой Зеландии -(соответственно 215 и 167 МВт). А до лидеров: США (2022 МВт), Филиппин (894 МВт), Мексики (645 МВт), Италии (519 МВт) нам бесконечно далеко.


Так может быть, мы в использовании горячих вод для отопления, тепличного хозяйства и других нужд ушли далеко вперед?

Сосед наш, Япония, добывает и использует каждую секунду 26 100 литров горячей воды.

По этому же пути ушли далеко Исландия, США, Италия (1700—4500 л/с).

А Камчатка с ее богатыми геотермальными ресурсами и с необеспечиваемыми потребностями и с добычей в среднем около 350 л/с термальной воды снова в хвосте.

И мало того — лень даже «подобрать» уже выведенные на поверхность 630 л/с термальной воды упоминавшихся Паужетского, Верхне-Паратунского и Больше-Банного месторождений.
Разве можно такое понять и объяснить?


Как идут дела.

Сейчас вроде бы они пошли на поправку.

Но для этого потребовался приезд в 1986 году на Камчатку заместителя председателя Госплана СССР, руководителя межведомственной комиссии по использованию возобновляемых источников энергии А. М. Лалаянца.

Была намечена программа, выделены первоочередные объекты, распределены роли, составлен подробный протокол, но, чтобы только начать геологоразведочные работы на объектах, оговоренных в протоколе, потребовались сверхусилия по выколачиванию денег, оборудования и прочее.


Уже в 1987 году выделенные дополнительно для ПГО «Камчатгеология» ассигнования 2,4 млн. рублей по полугодию были уменьшены на 300 тыс. рублей, а в 1988 году — еще на 100 тыс. рублей.

Конечно, плюс-минус полмиллиона проблемы не решает, но лихорадит дело изрядно.


В 1988 году пристальное внимание к геотермальным ресурсам как возобновляемым источникам энергии и, в частности, термальным водам и парогидротермам Камчатки проявилось на совещаниях у министра геологии СССР Е. А. Козловского—21 мая, у заместителя Председателя Совета Министров СССР Б. Е. Щербины 31 мая, в ЦК КПСС 8 июня, в Комиссии по энергетике Верховного Совета РСФСР 8 сентября.

И самое, пожалуй, главное: на Камчатке среди ее руководителей и среди тех, кому надлежит давать людям тепло и свет, наконец-то складывается почти единодушное мнение о приоритете геотермальных — ресурсов в сравнении со всеми другими топливно-энергетическими ресурсами области.

А это много, когда территория выступает на всех уровнях единым фронтом в защите своих жизненных интересов.


Раз уж заикнулись выше о деньгах, то стоит объяснить читателю, что тезис: геотермальная энергия — дармовая, возникший в свое время с легкой руки увлекающихся журналистов, давно стал мифом.

Нет, дорогие товарищи, за все надо платить, и платить немало.

...Продолжение в следующей части.

-2