Рассеянность детей способно доставить массу проблем и самим детям, и их родителям и даже окружающим людям. Как правило, память ребенка, его внимательность и отсутствие рассеянности всегда тесно взаимосвязаны. Их нужно целенаправленно развивать, но многие родители не знают с чего начать, и как вообще этими вопросами заниматься.
На занятиях в школе ребенок может быть катастрофически рассеянным и из-за того страдает его образование, он начинает отставать в учебе, не может усвоить и запомнить материал урока.
Родители начинают бить тревогу, а учителя разводят руками и говорят, что улучшить память и сформировать внимательность уже практически невозможно, потому что ребенок уже не в нужном возрасте.
Нервная система будет продолжать формироваться у ребенка примерно до тринадцати лет. Именно в этом возрасте физическое развитие серого вещества останавливается, а следовательно, и возможности для исправления его функций значительно снижаются. Но это не значит, что ситуацию нельзя изменить.
Просто придется заниматься постоянным поддержанием показателей памяти на уже достигнутом уровне, а также не позволять снижаться концентрации внимания. Конечно, чем раньше приступить к работе по тренировке памяти, тем качественнее будет результат.
Принято считать, что для перехода в первый класс ребенок уже должен обладать хотя бы минимальными навыками по концентрации внимания.
В противном случае он просто не будет способен усваивать знания, особенно учитывая, что новая информация хлынет на него словно лавина, с которой без опыта будет очень сложно справиться.
Использовать простейшие приёмы для развития и дальнейшего углубления навыков запоминания и концентрации внимания лучше всего примерно в возрасте 3-4 лет.
Когда ребенок чуть подрастет (примерно до 5 лет) стоит приступить к заучиванию наизусть как можно большего количества стихов, скороговорок или пословиц.
Для лучшего запоминания нужно опираться на три аспекта: яркие эмоции, многократное повторение, понятные ассоциации. Если необходимо выучить наизусть стихотворение, то сначала нужно прочитать его вслух с выражением и наиболее эмоционально.
Затем выделить основные мысли, выяснить, что в произведении ребенку нравится, а что нет, т.е. постараться подключить к процессу логическое мышление и под конец повторить стихотворение несколько раз.
Если произведение оказалось очень сложным, то проверяя как ребенок его выучил, можно подсказывать ему с помощью мимики и жестов.
Память начинает работать продуктивнее, если задействовать сразу несколько каналов восприятия информации, например звуковой (или слуховой), зрительный и осязательный. У разных людей может преобладать какой-то из этих способов восприятия.
Важно выяснить, каким каналом пользуется ребенок, т.е. когда он лучше запоминает, когда видит текст, когда его слышит, или когда записывает, а возможно ему легче его проговаривать. И в дальнейшем ориентироваться нужно в основном на тот канал восприятия, но не упускать из виду и другие.
Можно попросить ребенка повторять необходимую для запоминания информацию через определенные промежутки времени: минуту, пять и двадцать минут, через 4 часа, а затем спустя день и, наконец, спустя три дня.
Кстати, взрослые также могут с успехом пользоваться этим принципом для запоминания важных данных. А если увеличить цикл и повторять материал еще раз спустя неделю, один месяц и по истечении трех месяцев, то повторяемые данные можно заложить в память навсегда.
Внимательность и хорошо работающая память могут понадобиться в процессе обучения, а также в обычной повседневной жизни.
Обязательно нужно научить ребенка пользоваться напоминающими о чем-то важном - записками или сообщениями в телефоне, приучить его размещать вещи в отведенных для них местах, проверять сумку или портфель перед выходом из дома, проверять какую сумму ребенок получил в качестве сдачи в магазине и многое другое.
Поручать детям что-то сделать нужно так, чтобы они это обязательно восприняли и запомнили. Прежде всего нужно убедиться, что ребенок в текущий момент слушает маму или папу, а не увлеченно смотрит на вид за окном или в телевизор.
Обязательно нужно формулировать просьбу с помощью понятных слов и проверять действительно ли ребенок все правильно понял.
Нельзя использовать раздраженный тон и критику. Отрицательные эмоции сотрут смысл произнесенных слов из памяти ребенка.
Нелишним будет объяснить ребенку важность выполнения просьбы родителей, акцентировать его внимание на том, что его помощь будет очень нужным и приятным событием.
Добрая психологическая атмосфера очень хорошо влияет на самооценку, что поможет исключить возможную рассеянность ребенка из-за его эмоционального состояния.
Каждый ребенок индивидуален и возможно, не каждый способен обладать феноменальной памятью или быть супер внимательным, но терпение и настойчивость все же приблизят результат к идеалу.