Каждый новый ребенок, который появлялся в семье Елены Хорс, подсказывал, куда идти дальше ее благотворительному фонду "Цвет жизни".
«Так часто бывает в благотворительности… Личная история перерастает в профессиональную. У меня же все перекрутилось, благотворительность стала частью жизни, и не только моей, но и всей моей семьи», — Елена Хорс поделилась с платформой «Открытые НКО» историей своего благотворительного фонда «Цвет жизни».
Все началось, когда у Елены появились дочери-двойняшки — Маша и Наташа. На тот момент за плечами остался успешный опыт ведения бизнеса, руководства большими коллективами, командировки.
— Но у меня всегда оставалось ощущение, что я могу что-то большее, — говорит Елена. — Тогда я решила найти работу в благотворительном фонде. Я обошла несколько организаций, но ни одна не запала мне в сердце. И я стала помогать адресно. Так в нашей семье появился пятилетний сын Ромка. А потом неожиданно еще один — трехлетний Максим. Через полтора года после рождения двойняшек у нас росло уже четверо детей.
Вот тогда на собственном опыте, имея на воспитании детей-сирот, Елена поняла, что хочет помогать подросткам из детских домов, у которых не так много шансов найти приемных родителей. И решила делать проекты по социализации и обучению профессии для детей-сирот.
В 2008 году Елена зарегистрировала Благотворительный фонд «Цвет Жизни», чтобы помогать подросткам из детских домов социализироваться и находить профессию по душе. Десять лет назад еще не было реформы детских домов и школ-интернатов. И ребята на самом деле имели минимум контактов с внешним миром, не были готовы к выпуску из детского дома, не знали простейших бытовых вещей. Их никто не учил готовить, ходить в магазин, обращаться с деньгами.
— Всему этому их учили мы, — вспоминает Елена. — Когда я начала работать с подростками, то поняла, что многие жизненные понятия и принципы у них уже сформировались, и на это, порой, было сложно повлиять. Как-то я взяла в семью шестнадцатилетнюю девочку Настю со сложной историей жизни, непростым характером. Несколько раз она сбегала из интерната, и вот решила попробовать пожить в семье. Девушка в итоге вернулась в интернат, но и этот короткий опыт жизни в семье стал для нее важным событием — появлением близкого взрослого рядом. Сейчас Настя уже взрослая, но нашими отношениями дорожит как прежде.
Благодаря этой истории с Настей, Лена со своей командой решили, что начинать работать с подростками нужно как можно раньше, и стали вовлекать в программы детей помладше. Фонд рос, программы расширялись. А после реформы детских домов стало ясно, что самыми нуждающимися в помощи оказались подростки с умственной отсталостью. Даже в условиях малых групп таким детям в заведениях сложно адаптироваться и социализироваться.
— Так в нашей семье появился семнадцатилетний парень с ментальными нарушениями, который стал приезжать к нам в гости, — рассказывает Елена. — Молодой человек совершенно не мог ничего себе приготовить из еды. В заведении все было просто – один раз порезался, значит нож тебе больше не дадут. А на самом деле оказалось, что у парня большие способности к кулинарии. В результате нашей с ним работы он окончил кулинарный колледж. А в фонде появились программы для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья и начал работать волонтерский клуб.
Сейчас в клубе состоит более 300 волонтеров. Именно они занимаются с ребятами в коррекционных заведениях домоводством, творчеством, различными играми, развивающими и двигательную активность, и навыки общения. Ежегодно мы проводим Фестиваль профессий и кулинарный — «Жизнь со вкусом»- для подростков с ограниченными возможностями здоровья, в каждом из которых принимает участие около 200 детей. На наших мероприятиях ребята знакомятся с миром профессий, пробуют себя в роли специалистов, заводят контакты с мастерами – профессионалами в своих областях. Все это помогает им в будущем сделать более осознанный выбор своего дела.
А потом в семье Хорс появилась дочь Нюта. Как-то под Новый год Елена увидела сюжет про девочку со сложным генетическим заболеванием, которая под елочкой загадала желание найти семью.
— За месяц я пересмотрела ролик сотню раз и поняла, что девочка станет нашей, — вспоминает Елена. — Процесс усыновления занял почти девять месяцев, как полноценная беременность, прежде, чем у нас появилась еще одна дочка.
Занимаясь созданием для дочки адаптационной среды для развития, Лена погрузилась в эту тему и узнала всю проблематику родителей особенных детей. Благодаря Нюте, в фонде появился центр помощи семьям с детьми с ограниченными возможностями здоровья, работает родительский клуб. В планах — новый проект «Шаг за шагом», который задуман как системный онлайн ресурс помощи родителям, где будут ответы на бытовые и жизненные вопросы воспитания ребенка с особенностями развития: как купать, как пеленать, как выбрать инвалидную коляску, можно ли заниматься спортом, как правильно подобрать физическую нагрузку и другие.
— Двенадцать лет назад я даже подумать не могла, как изменится моя семья с появлением фонда и как будет меняться фонд и его работа с появлением в нашей семье новых членов, — признается Елена Хорс.