Найти тему
Олеся Арзыбова

Судороги. Часть четвертая. Физиология и шире.

Так я шла по пути. Я блуждала в текстах, я давала себе перерывы. Я вошла в эту судорогу, меня извивало, я продолжала жить внутри.

Мне стало интересно, что происходит в мышцах ног при судороге с точки зрения физиологии.

Учеными доказано, что за возникновение судорог точно отвечает центральная нервная система, судороги в ногах регулируются головным мозгом. Он то ли дает сигнал ногам идти, мышцам работать в определенном согласованном режиме, то ли дает сигнал расслабиться. В момент поступления сразу двух команд от головного мозга: одной - неосознаваемой: “Иди!”, а другой - осознанной и жестко контролирующей - “Стой!” - наступает ступор.

Так идти или стоять?

Напрягаться или расслабиться?

И мышцы ног в ответ сокращаются, извиваются, теряют понимание, сливаются в единое целое, пропадает их дифференциация, они перестают ощущать и двигаться целенаправленно.

И судорога. Внешне мы видим неподвижную ногу, а внутри идут сверхинтенсивные процессы. Войти в судорогу очень легко, команда из головного мозга приходит за сотые доли секунды. А на выход из нее требуется огромное количество энергии, большое напряжение. Естественным способом (когда мышцы сами расслабляются, разъединяются) это происходит крайне редко. Эффективнее и быстрее прервать судорогу простым “дедовским” способом. Можно встать на ногу или сделать массаж. И судорога проходит.

И тут к первому случаю судорог в ногах пристроился второй. Речевые судороги при заикании. Этот опыт из моей первой профессии - логопеда и дефектолога. Особенно четко я это ощутила при чтении стихотворения В.Маяковского: “... у меня изо рта шевелит ногами непрожеванный крик”

Ребенок трех-пяти лет не идет и не начинает действие, хотя очень хотел бы этого. Таким же образом он не начинает и речевое действие. Останавливается на первом шагу, получив два противоречивых сигнала: говори и молчи! Сигнал стремительно добегает до органов артикуляции, и мышцы не знают, что им делать, они сбиваются в кучу, напрягаются и расслабляются одновременно. Действовать слаженно и согласованно не могут, могут только со-дрогаться.

И эффект речевой судороги закрепляется одномоментно как сильно действующий механизм. Изменить возникший патологический стереотип в речи очень сложно! Справиться с судорогой в ноге - это как водички попить по сравнению с речевыми судорогами.

И еще третий. Бронхоспазм. Он был у младшего сына. Случился в 4 месяца и преследовал до 6 лет, во время каждого ОРЗ. Я пока его не исследовала.

Когда я писала эти посты, я хотела задать вам вопросы:

  • А какие спазмы и судороги знакомы вам?
  • С какими вы сталкивались в своей жизни?

Но в ходе наших с вами встреч многие из вас уже давали ответы себе самим.

“Спазм может быть везде, где есть мышечная ткань. Скелетная мускулатура, горло, кишечник, бронхи, сосуды, сфинктеры, сердце - одна сплошная мышца”

Я стала рассматривать эти разные случаи. И идея всех спазмов и судорог стала для меня превращаться в идею рассогласования и объединения… Слитости воедино и полного противоречия. Целостности и отсутствия гармонии. Свободы и контроля.

“Идти - не идти, кричать - не кричать, глотать - не глотать, продвигать пищу или возвращать, дышать - не дышать, любить - не любить сердцем и т.д.”

В судорогах и спазмах нарушаются согласованные действия, начинается со-дрожание, со-дрогание мышц. И слово “тайное” - очень важно! Оно показывает, что механизм скрыт от человеческих глаз, от понимания самого человека и его близких. Мы не видим процесса, мы видим или ощущаем сразу результат в виде спазмов и судорог.

Вот такая история…

Наступило время выхода - вставайте на ноги!