Найти тему
Монтессори.Дети

Простой способ уладить детский конфликт

Мои дети ссорятся из-за книжек и игрушек, сердятся, толкаются, бьют, кусают и царапают друг друга. Особенно Нора (4,5 г.) и Гас (2 г.), у которых наименьшая разница в возрасте. Они, как правило, выясняют отношения чаще, чем Генри, ему 8 лет и Нора, или Генри и Гас. Однако разногласия бывают между всеми.

Но лишь от меня зависит, как на это поведение реагировать.

Когда я замечаю, что общение между детьми становится напряжённым, то начинаю «спортивную трансляцию» — даю нейтральные комментарии глазами наблюдателя.

Подобно спортивному репортёру на соревнованиях, безоценочно описываю ситуацию и помогаю всем увидеть, что происходит. При помощи этого приёма я называю эмоции обоих детей.

Я: «Вижу, у Норы книга о тыквах. Вижу, Гас хотел бы прочитать книгу о тыквах. Гас, ты, кажется, расстроен. Нора, кажется, не закончила заниматься с книгой». Пауза.

Н.: «Ты можешь прочитать книгу про друзей». (Протягивает другую книгу.)

Г.: кричит

Я: «Гас не хочет книгу про друзей. Нора читает книгу о тыквах. Гас, кажется, расстроен. Гас, я с тобой. Ты расстроен. Нора читает книгу о тыквах». Пауза

Н.: «Давай читать вместе!»

Г.: садится

Я: «Гас и Нора будут читать книгу вместе».

«Спортивное вещание» придумала не я. Этот метод предлагает организация RIE (Resources for Infant Educarers), для общения с детьми, когда они расстроены или ссорятся.

Я считаю, он прекрасно совместим с образом жизни по Монтессори. Но у меня не всегда получается правильно его применять — оставаться беспристрастным наблюдателем тяжело, но я работаю над этим. Такой подход действительно даёт детям возможность самостоятельно обдумать проблему и попытаться разрешить конфликт.

Автор — Николь Кавано, THE KAVANAUGH REPORT

Перевела Мария Петренко

Метод спортивного вещания