Мои дети ссорятся из-за книжек и игрушек, сердятся, толкаются, бьют, кусают и царапают друг друга. Особенно Нора (4,5 г.) и Гас (2 г.), у которых наименьшая разница в возрасте. Они, как правило, выясняют отношения чаще, чем Генри, ему 8 лет и Нора, или Генри и Гас. Однако разногласия бывают между всеми.
Но лишь от меня зависит, как на это поведение реагировать.
Когда я замечаю, что общение между детьми становится напряжённым, то начинаю «спортивную трансляцию» — даю нейтральные комментарии глазами наблюдателя.
Подобно спортивному репортёру на соревнованиях, безоценочно описываю ситуацию и помогаю всем увидеть, что происходит. При помощи этого приёма я называю эмоции обоих детей.
Я: «Вижу, у Норы книга о тыквах. Вижу, Гас хотел бы прочитать книгу о тыквах. Гас, ты, кажется, расстроен. Нора, кажется, не закончила заниматься с книгой». Пауза.
Н.: «Ты можешь прочитать книгу про друзей». (Протягивает другую книгу.)
Г.: кричит
Я: «Гас не хочет книгу про друзей. Нора читает книгу о тыквах. Гас, кажется, расстроен. Гас, я с тобой. Ты расстроен. Нора читает книгу о тыквах». Пауза
Н.: «Давай читать вместе!»
Г.: садится
Я: «Гас и Нора будут читать книгу вместе».
«Спортивное вещание» придумала не я. Этот метод предлагает организация RIE (Resources for Infant Educarers), для общения с детьми, когда они расстроены или ссорятся.
Я считаю, он прекрасно совместим с образом жизни по Монтессори. Но у меня не всегда получается правильно его применять — оставаться беспристрастным наблюдателем тяжело, но я работаю над этим. Такой подход действительно даёт детям возможность самостоятельно обдумать проблему и попытаться разрешить конфликт.
Автор — Николь Кавано, THE KAVANAUGH REPORT
Перевела Мария Петренко