Украина собирается сделать еще один шаг для восстановления добрососедских отношений с Россией. Запорожский завод «Мотор Сич» в ближайшее время может возобновить военно-техническое сотрудничество с российскими предприятиями.
Сообщают, что договоренность достигнута после встречи почетного президента предприятия Вячеслава Богуслаева и украинского президента Владимира Зеленского. Богуслаев убедил Зеленского и главу президентского офиса Андрея Богдана, что сможет организовать безболезненную национализацию предприятия, которое он же несколько лет назад продал китайским компаниям. Но при одном условии - открытии ключевого для завода российского рынка сбыта.
До 2014 года «Мотор Сич» был основным поставщиком двигателей для всех типов вертолетов российского производства, грузовых и пассажирских самолетов марки АН, а также для российских стратегических крылатых ракет. После обострения российско-украинских отношений Киев разорвал военно-техническое сотрудничество с Москвой.
В 2017 году контрольный пакет акций «Мотор Сич» выкупили китайские инвесторы, из связанные с Beijing Skyrizon Aviation Industry Investment Co, Ltd, однако Служба безопасности Украины под давлением США возбудила уголовное производство о диверсии, в рамках которого суд наложил арест на проданные акции.
По информации украинских СМИ, китайские инвесторы заплатили за пакет акций «Мотор Сич» около более $600 млн. Кроме того, предприятию был выдан кредит на $100 млн. Богуслаев изначально позиционировал продажу акций как выгодную коммерческую сделку. Ведь большая часть акций была оформлена на аффилированных с ним лиц.
Но по мере того, как у китайских инвесторов в Украине начали возникать проблемы, а США потребовали заблокировать сделку, позиция Богуслаева стала кардинально меняться.
Недавно в Запорожье неофициально в составе группы «экспертов в погонах» побывал экс-госсекретарь США Рекс Тилерсон, чтобы выяснить состояние дел на «Мотор-Сич», где рабочим уже нечем платить зарплату.
Богуслаев смог убедить американцев в необходимости возобновления работы по российским контрактам как альтернативе передачи завода Китаю.
Похоже, руководитель предприятия теперь убедил в этом и украинскую власть. Китайцев оставят ни с чем, а завод начнет поставки запчастей в Россию уже как государственное предприятие. Для Москвы такое развитие событие можно считать очень успешным, так как проблема замена украинских комплектующих не решена.