Не знаю, какие отношения были у Ларисы Шепитько и Андрея Смирнова; насколько я знаю, НИКАКИХ - ни дружеских, ни интимных.
Однако же есть некая таинственная связь между двумя их фильмами.
В 1967 году был снят альманах "Начало неведомого века", в котором, в частности, были киноновеллы «Ангел» (по мотивам одноимённого рассказа Юрия Олеши, режиссёр Андрей Смирнов) и «Родина электричества» (экранизация одноимённого рассказа Андрея Платонова, режиссёр Лариса Шепитько)
Спустя 9 лет, в 1976 году, Лариса Шепитько снимает своё знаменитое "Восхождение". И вот в чём штука: нетрудно заметить очевидные параллели между персонажами смирновского "Ангела" и шепитьковского "Восхождения".
Те, кто видел оба фильма, наверняка со мной согласятся, что между персонажами этих двух фильмов существует ТОЖДЕСТВО:
комиссар Парфёнов (Леонид Кулагин) = Сотников (Борис Плотников)
студент-эсер (Георгий Бурков) = Рыбак (Владимир Гостюхин)
беременная крестьянка (Людмила Полякова) = Демчиха (Людмила Полякова)
дочь машиниста паровоза (Татьяна Беликова) = Бася Мейер (Виктория Гольдентул)
атаман Ангел (Игорь Класс) = следователь Портнов (Анатолий Солоницын)
Недвусмысленную связь усиливает ещё и то, что, как видите, актриса Людмила Полякова сыграла аналогичные роли в ОБОИХ фильмах!
Понятное дело, Шепитько в 1967 году ВИДЕЛА фильм Андрея Смирнова (ведь их новеллы, как я уже написал выше, были в одном киноальманахе). Получается, Шепитько увидела смирновского "Ангела", вдохновилась, долго думала и через 9 лет сняла его вольный ремейк - "Восхождение"?
Но ведь, с другой стороны, и в "Ангеле", и в "Восхождении" - не оригинальные сценарии! "Ангел" снят по мотивам одноимённого рассказа Юрия Олеши, а "Восхождение" - по повести Василя Быкова «Сотников».
Откуда же тогда такие удивительные параллели между этими фильмами? Загадка.